Человек, вместивший эпоху

13 января – день памяти архимандрита Павла ( Груздева). Про таких людей обычно говорят: человек-эпоха. Судьба архимандрита Павла (Груздева) вместила огромный, противоречивый, мятущийся XX век. День его памяти приходится на 13 января. Как и в течение всего года, в этот день к его могилке на Леонтьевское кладбище на левой стороне Тутаева  приходит множество людей. В небольшом домике собираются на простую домашнюю трапезу. И вспоминают батюшку, который всех утешал, всем советовал, всем помогал, который за всех молился.

Он родился в России, которую нам с вами уже никогда не узнать, - той, дореволюционной, сохранявшей от века до века свою патриархальность, чинность, веру. Он взращивался и был воспитан в обители. С детства приучен к ходу размеренной монастырской жизни, к обительским уставам и порядкам. Потом этот порядок и весь привычный и обустроенный мир скрылся, как под водами Рыбинского моря скрылся и Леушинский монастырь. Пришло другое время, но люди остались те же. И пронес свою горячую веру и любовь к людям отец Павел через лагеря и ссылки, помогая каждому встреченному на пути человеку, не глядя на то, верующий он или нет. Более 30 лет отец Павел служил в Троицком храме села Вернее Никульское, туда к нему стекались люди, можно сказать, со всего света. Потом стали навещать его в Тутаеве, где в сторожке Воскресенского собора он жил, находясь на покое. Но покоя в жизни было мало….  Все тянулись к отцу Павлу, и надо было каждому сказать свое, настоящее слово. Он знал на память невероятное количество русских песен, пословиц и поговорок. Филолог сказал бы, что отец Павел был носителем уходящего диалектного наречия. Но он был носителем уходящего века, начавшегося  встречей мальчика с будущим Патриархом Тихоном, а закончился беседой умудренного старца со Святейшим Патриархом Алексием II в сторожке Воскресенского собора Тутаева.

На страницах «Епархиальных ведомостей» мы приводим проповедь архимандрита Павла (Груздева) о том, как Спаситель в гости ходил, произнесенную 24 июня 1985 года в Троицком храме села Верхнее Никульское.
 
В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придёт в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.

Одна женщина - церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет, обязательно придет». Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Ждет Спасителя. Самовар вскипела, мармашели наварила, пирогов напекла, яичницу сделала по-простому — Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.

Идет мальчишка-сосед и говорит:

— Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.

— Не пойду. Ко мне Гость придет. А ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.

Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишонка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!

А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела — нету Христа. Ладно. Идет из другой деревни мужчина:

— Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты по коровам-то понимаешь.

— Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.

Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.

А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний-поздний вечер. Входит мужчина и говорит:

— Слушай-ка, баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете — «стопочки да рюмочки доведут до сумочки». Пропился, бельишко на мне-то старенько. Улатай, постирай.

Во принес грязного-то белья! — Уходи, провалился бы ты. Выгнала:

— Я Гостя жду.

Нету Гостя. На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар — все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.


Видит сон. Пришел к ней Спаситель. Она говорит:

— Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.

Он говорит:

— Да, Мария, Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к первой тебе пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.

— Господи. Нет, этого не было.

— Евангелие читаешь?

— Господи, ежедневно.

— Дак вот, говорит, баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютко, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.

— Не знала, Господи. Ну, а второй-то раз когда?

— А второй раз мужик-от пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, Я навел на коров, чтоб тебя испытать, твою веру. "В беде были, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала.

— Господи, не знала! А третий раз когда, Господи?

— А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».

— Не знала, Господи!

Врешь, зараза, знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому из малых сих, Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь. Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример.

Ярославская Епархия

Поделиться
Комментировать