Настоящий русский мужик из села Бутка

Ельцин – дитя русской смуты. Порождение хаоса. Его несло этим потоком из ниоткуда в никуда. Он оседлал ветер, но не всегда владел им.
К тому моменту, когда он пришёл к власти, о которой мечтал, власть не казалась привилегией. Страна сгнила. Архаичная, неконкурентоспособная экономика рухнула, народы раздружились, алчные верхи разворовывали остатки госимущества, а нищие низы мечтали о справедливости или о случайном богатстве. Народ верил Кашпировскому, Чумаку и Мавроди.
Была, впрочем, надежда, что этот народ сорганизуется и – ввиду безвыходности своего положения – объединится и построит хорошее общество и хорошее государство. Те, кто на это надеялись, были большими идеалистами. Народ так и не обнаружил способности договариваться, а потому общественный договор в России не случился. Конституцию стране написали и подарили пять или десять эрудитов, а народ в большинстве так ни разу и не прочитал её текст от начала до конца. И сдал полномочия суверена президенту.
После того, как десятки и сотни тысяч перестали собираться на площадях, Ельцин понял, что наводить порядок и строить новое государство ему придётся в одиночку. И он взялся. А кто ж ещё? Приходили и уходили какие-то люди, которые обещали ему помочь, но верить им было нельзя. Руцкой, Хасбулатов… Верный Коржаков – и тот оказался прохвостом. Грачев пообещал замирить Чечню, и это кончилось ужасным кровопролитием. Лебедь Чечню вроде бы замирил, но был уж слишком прост: дай волю – нарубит дров. К тому же он хотел всего и сразу, маленький басовитый капрал. Гайдар казался честнее прочих, но мало чего умел.
Ни на кого не получилось опереться. Нувориши заботились только каждый о себе, рвали друг другу глотки, и объединить их удавалось лишь против страшного Зю. Депутаты буянили или выпрашивали подачки. Журналисты улюлюкали. Армия и КГБ затаились. Чиновники воровали через одного. Губернаторы и президенты республик взяли курс на независимость. Нефть стоила гроши.
Массы, согласно опросам, разлюбили своего президента. Правда, выяснилось, что на выборах ими нетрудно управлять. Помаленьку что-то удалось сметать на живую нитку. И даже оставить публике право свободной речи. Конечно, хотелось как лучше. Но чаще получалось как всегда. К тому же он не кончал гарвардов и сорбонн, не знал гуру постиндустриализма Белла и Тоффлера и не очень понимал, что и куда. У великого немца Аденауэра, поднявшего Германию из руин, был свой экономический гений Эрхард. А у него был только Черномырдин, домашний мудрец и хлопотун. Ну вот и дожили до дефолта в 98-м.
Путин, получив власть из рук Ельцина, в обиду его не дал. А первый Президент России знал, что скажет преемнику напоследок: «Берегите Россию». Ну некому ж больше. А затем – семь лет молчать. Подмосковные вечера. Кинолента «Ельцин в Горках».
И вот все его судят. Одни хвалят, другие ругают. Мне кажется, можно посочувствовать или даже пожалеть. Потому что наладить русскую жизнь оказалось труднее, чем испортить, не по силам и ему. Да и портили её почти целый век. Он честно пытался. Но он не сверхчеловек. А некоторые просто ловили в это время рыбку в мутной воде или ждали у моря погоды. По сути мало кто в те годы оказался на высоте.
Он был ещё при власти, когда я однажды написал о нём – уральский валенок. В журнальной редакции эти слова сочли непочтительными и вычеркнули, никто про них не узнал. А что в них плохого? Только правда, по-моему. Простой и добротный вообще-то был человек. Не пустышка. Настоящий русский мужик из села Бутка.
Северный край
Поделиться
Комментировать