Длина цепи для демократии

Областная Дума совсем недавно – при обсуждении проекта Устава области – волновалась по поводу судьбы нынешнего смешанного способа её формирования: по одномандатным округам и партспискам. Система устояла, а теперь, по всей видимости, начнёт движение «вниз». Импульс движению придал Президент России, выступая с ежегодным Посланием Федеральному собранию.
Дмитрий Медведев предложил сделать использование пропорциональной или смешанной избирательной системы обязательным на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.
Под «президентскую руку» в Ярославской области попадают все городские поселения. В муниципалитете Ярославля 36 депутатов, в Рыбинске их 25, в Переславле-Залесском – ровно 20. Тезисы послания напрямую затрагивают и шесть сельских районов: в представительном органе Брейтовского района – 21 депутат, в Переславском районе – 22, в Пошехонье – 20, в Тутаевском – 20, в Угличском районе – 20, а в Ярославском – аж 27.
– По всей видимости, всем этим муниципальным образованиям в ближайшее время предстоит подготовить и внес-ти соответствующие изменения в свои уставы, – рассказала «Северному краю» председатель избирательной комиссии Ярославской области Галина Степенко. – Либо уменьшить число депутатов в представительных органах до 19, 18 или как они решат.
Галину Ефремовну предложение президента не застало врасплох:
– Уже в прошлом году мы проводили «круглый стол», на котором обсуждалось, есть ли смысл пропорциональную систему отправлять «вниз». При этом участники заинтересованного разговора сошлись во мнении, что на муниципальных выборах никто не голосует за партию, а голосуют за того, кого знают и кому доверяют: за конкретного человека и его дела. Мнения, однако, разделились: представители «Единой России» посчитали, что целесообразна смешанная система, а члены небольших партий высказались за пропорциональную (причём явно имея в виду выборы по партспискам). Видимо, потому, что в одномандатных округах им, как правило, победить не удавалось.
Кроме того, в Ярославской области муниципальные и поселенческие выборы проводятся по многомандатным округам – это и есть прообраз пропорциональной системы.
Галина Ефремовна также считает, что насаждение способов избрания МСУ «сверху» – не вполне корректно: в статье 12-й Конституции РФ, составляющей одну из основ конституционного строя, указано, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. По смыслу упомянутой нормы сами муниципальные образования должны решать, на какой основе им взаимодействовать с избирателями по поводу организации местной власти. Диктовать муниципалитетам, как они будут жить, – это форма давления.
Как известно, при проведении выборов по пропорциональной системе мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер. А смешанная означает, что где-то может и остаться часть народных избранников, победивших абсолютным, относительным или квалифицированным большинством голосов.
Понятно, что инициатива президента в первую очередь направлена на повышение роли партий, – а так ли уж оно нужно, если речь пойдёт о том, чтобы в самое ближайшее время насадить межпартийную конкуренцию в каждом населённом пункте, даже если населён он единственным избирателем?
Действительно, зачем? «Северный край» обратился за комментариями к представителям 4 политических партий, представленных в Ярославской областной Думе.
Член фракции «Патриоты России» Василий Кандыбо положительно оценил предложение главы государства:
– Избрание по партспискам делает кандидатов менее зависимыми, а сокращение количества одномандатников уменьшит и количество злоупотреблений.
При этом Василий Илларионович высказался всё-таки в пользу смешанной системы, как предполагающей сочетание разных способов представительства.
Депутат облдумы от КПРФ Александр Дыма поддержал планируемые изменения в избирательной системе, поскольку они могут усилить позиции партий на муниципальном уровне, но высказал сомнение в том, что реформа приведёт к действительной демократизации:
– Коммунистические настроения присутствуют везде, поэтому в принципе решение, наверное, правильное и для нас положительное. Новая система позволит на муниципальном уровне «создать» круг людей, которые хотят, умеют и готовятся к политической деятельности. С другой стороны, в нынешних условиях, когда власть абсолютно бессовестно попирает и Конституцию, и любые законы, я не верю, что президентское начинание будет осуществлено на практике в заявленном виде. В иных условиях – сомнений быть не может – я бы поддержал эту инициативу.
По мнению депутата облдумы от ЛДПР Александра Шилова, в обсуждаемом тезисе Послания Президента России в первую очередь «просматривается желание верховной власти не столько демократизировать общество, сколько осуществить механизм общественного контроля за местными самодурами – муниципальными градоначальниками и столоначальниками, пока ещё не обузданными».
Есть и другой немаловажный аспект: при сегодняшнем положении дел повсеместно процветает безответственность народного избранника – перед этим самым народом.
Особенно это видно на примере депутатов-одномандатников.
– Выборы – это такой «институт народного образования» в сфере управления государ-ством, – считает Александр Николаевич. – Сегодня, когда проводятся сложные реформы жилищно-коммунального хозяйства, медицины, образования и других отраслей, выборы – самый доступный способ объяснить людям, что происходит.
Если политические силы различной ориентации будут участвовать в выборах в местные советы не только персонально – будут привлечены большие массы, – это поднимет и явку избирателей. Вырастет и политическая активность в целом, а чем её больше, тем меньше возможностей у маргиналов. Муниципальный уровень наиболее приближен к людям, поэтому какой бы необходимостью решение президента не было бы вызвано, оно, безусловно, должно расцениваться как благо. Но нужно учесть, что при начале любого хорошего дела всегда найдутся и скептики, и циники, поэтому здесь непочатый край для повсеместной разъяснительной работы.
В целом положительно расценив грядущие изменения политической системы, Александр Шилов вслед за Галиной Степенко также выразил сомнение в правомерности постановки «сверху» вопроса, находящегося в ведении местного самоуправления. Если регулировать этот вопрос законодательно, то, по крайней мере, это должен быть не федеральный закон, разработку проекта которого поручил президент, а федеральный конституционный закон, считает депутат.
Депутат облдумы от «Единой России» Алексей Окладников поддержал бы смешанную систему:
– Оптимальным является сочетание, иначе возникнет проблема утраты персональной ответственности депутата за конкретную территорию, поэтому мажоритарную систему обязательно надо сохранять. Необходимость ежедневного поиска компромиссов между территориальными и партийными интересами приведёт к тому, что к принятию решений на муниципальном уровне нужно будет подходить более серьёзно и взвешенно.
А перенести смешанную систему на муниципальный уровень – значит вовлечь и в партстроительство больший круг людей. Выстраивание полноценной партийной вертикали – дело не одного года даже для «Единой России», которая во многих территориях имеет большинство.
И даже там, считает депутат, сегодня всё решают исполнительные органы власти, поэтому положение дел зависит от совести и профессионализма исполнителя.
Не имея полноценного представительства в каждом населённом пункте, любая партия отрывается от жизни. Да и процесс воспитания партийных кадров на местах нужно организовывать: наличие или отсутствие внутрипартийной демократии сейчас больше зависит не от «активности» руководства, а от пассивности рядовых членов. Рядовые члены партии «прячутся» за общие решения, не желая демонстрировать свою позицию, учиться быть мужественными и откровенными.
Сомнения «небольших» партий в возможности или невозможности полноценного участия в политической жизни Алексей Борисович считает неоправданными:
– В большой «Единой России» я сам чувствую себя миноритарием. Мне также трудно отстаивать свою позицию перед руководством партии, как моим коллегам перед руководством Думы. Здесь мы совершенно равны.
«Демократия – цепь раба, чем длиннее цепь, тем больше демократии», – процитировал «Северному краю» неназванный источник депутат Шилов.
 А что думаете по этому поводу вы, уважаемые читатели «Северного края»? Пишите нам на сайт sevkray.ru или по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Собинова, 1.
Северный край
Поделиться
Комментировать