В Рыбинске почтили память политзэков Волголага

На исходе минувшей недели в России вспоминали жертв политических репрессий. В Рыбинске местом встречи тех, для кого эта трагическая тема имеет глубоко личное звучание, уже традиционно стал посёлок Переборы. История 20-го века неразрывно связала название этого места с коротким словом Волголаг. Среди заключенных этого лагеря было немало осуждённых по политическим статьям.
Поселок Переборы в Рыбинске считается столицей Волголага. Здесь в годы работы лагеря был его распределительный пункт. Здесь же у мемориала жертвам политических репрессий ежегодно собираются люди - в основном родственники бывших заключенных Волголага. Чтят память, вспоминают рассказы отцов о жизни в трудовой тюрьме.
Марина Мельникова, дочь репрессированного: «Их за полтора часа до побудки поднимали. Выгоняли на плац и заставляли стоять. И кормили, конечно, плохо».
Волголаг создали в 35-ом году, чтобы построить Угличскую и Рыбинскую ГЭС. Через год в лагере было почти 19 с половиной тысяч заключенных. Накануне войны по своей численности он достиг максимального показателя - 85 с половиной тысяч. А в 44-ом году их осталось там 22 с половиной тысячи. Таковы известные на сегодняшний день цифры.
За год до победы в Великой Отечественной основные работы по строительству ГЭС завершились. Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь. Численность заключенных в нем сильно сократилась. А в 90-е годы КГБ раскрыл архивы и статистика репрессий в Ярославской области, в частности расстрелов, была изучена досконально.
В последние годы были опубликованы шокирующие данные по поводу того, что Рыбинское море стало могилой для почти миллиона человек. Историк Николай Рязанцев, изучавший архивы МВД, считает, что масштабы репрессий сильно завышены. Делами врагов народа занималась и советская контрразведка. Уже в статусе федеральной структуры она обнародовала списки расстрелянных по политическим статьям ярославцев.
Николай Рязанцев, историк: «Данные, которые в свое время озвучил генерал-майор Афонин, тогдашний руководитель ФСК по Ярославской области: с 18-го по 71-ый год Советской власти на территории Ярославской области было осуждено по политическим статьям 18155 человек. Из них за эти годы было расстреляно 2219 человек».
Безусловно, и это - трагедия. Машина "большого террора", запущенная еще Лениным и модернизированная Сталиным, до самой смерти последнего работала по принципу "вождя народов": "нет человека - нет проблемы". А ему - нет и не может быть оправдания. Но своего Нюрнбергского процесса у нас, как известно, не было. Потому правдой у нас остается больше память без срока давности.
Виктор Диев, сын репрессированного: «У меня отца арестовывали три раза. Последний раз в 37-ом году арестовали за неосторожно брошенную фразу.
Официально же история репрессий еще ждет своих исследователей. С многих документов в архивах до сих пор не снят гриф секретности. А он, что касается дел врагов народа, составляет 75 лет. Впрочем, правда, стоит того, чтобы ждать.
Городской телеканал (Ярославль)
Поделиться
Комментировать