ТЯЖЕЛАЯ У МЕНЯ БЫЛА ЖИЗНЬ

Морозным утром 27 января у мемориала жертвам блокады Ленинграда на Леонтьевском кладбище собралось множество людей. В этот день 68 лет назад была прорвана блокада Ленинграда. …
ДАТА священна и для Ярославля, судьба которого в годы Великой Отечественной войны оказалась тесно связана с городом на Неве. В тяжелый период ярославцы протянули ленинградцам руку помощи, приняв около трехсот тысяч эвакуированных жителей. В Ярославле было открыто 210 детских домов и 26 стационаров для размещения прибывших. Многие дети Ленинграда остались живы только благодаря тому, что были эвакуированы. Большинство из них так и остались здесь на всю жизнь. Сейчас на территории Ярославля зарегистрировано около трехсот жителей блокадного Ленинграда.
У мемориала собрались те, кто знает о блокаде не понаслышке. Конечно, было много разговоров, воспоминаний, горячих слез. Для каждого этот день отозвался своей болью.
Маргарита Александровна Смолякова встретила блокаду пятилетним ребенком. Когда началась война, отца сразу призвали на фронт, а мать осталась с пятью детьми на руках. 
- Я сидела у окна и смотрела на улицу, где из соседних домов постоянно выносили людей, - со слезами на глазах рассказывает женщина. - В силу возраста я не могла понять, почему и куда этих людей уносят. А вот когда умер мой брат, все в моей детской головке сложилось… Горожане вымирали от голода, холода и болезней. В Ленинграде я потеряла двух братьев.
Отец Маргариты Смоляковой был уверен, что война продлится недолго и уже совсем скоро он сможет воссоединиться с семьей.
- Папа прислал матери телеграмму с  указанием времени и названия станции, на которой мы должны будем встретиться, - говорит Маргарита Александровна. - Мы пришли на станцию, долго стояли на перроне и один за другим провожали поезда, но так и не дождались отца.  Вместе с мамой мы сели на поезд, идущий в Ташкент, но до него не добрались. В Ярославле нас, совсем обессиленных, сняли с поезда. Мы в буквальном смысле не могли пошевелить ни рукой, ни ногой. На следующий день мамы не стало, и меня вместе с братиками и сестричкой отправили в детский дом. Здесь нас приютили, отогрели. Вот закрою глаза и снова слышу, как маленький брат кричит: «Хеба, хеба…»
Ярославская земля стала спасательным кругом для осиротевших детей. Об отце не было вестей до окончания войны.
- Отец вернулся за нами, как только кончилась война, - продолжает Маргарита Смолякова. - Он женился во второй раз, а потом приехал в детдом. Но из детского дома я не хотела уезжать - отец частенько прикладывался к бутылке. Ему все-таки удалось нас забрать. Так мы и прожили вместе с ним и мачехой пять лет. Уже в 16 лет я начала работать и жить самостоятельно. Тяжелая у меня была  жизнь
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать