«Вся Россия» – о судьбе прессы

Слухи о смерти газет преувеличены, но им нужна целевая поддержка «Вся Россия» – это самый масштабный в стране фестиваль средств массовой информации, прошедший уже в пятнадцатый раз и собравший нынче в Краснодарском крае около 900 работников пера, микрофона и видеокамеры из разных уголков страны. В последние годы он имеет статус международного, привлекая в дискуссию о судьбе журналистики коллег из ближнего и дальнего зарубежья: страны разные, а проблемы, как, впрочем, и во многих других сферах человеческой деятельности, схожие.
Доверия без качества не бывает
Не секрет, что в нашем обществе налицо кризис доверия, в том числе к СМИ. На XV фестивале была продолжена дискуссия на эту важнейшую общественно-политическую тему. Интересную точку зрения высказал известный политический деятель Генрих Юшкявичюс. По его мнению, одна из причин недоверия – в теории «четвёртой власти», зарождённой в годы перестройки и гласности. СМИ должны быть не властью, а «сторожевой собакой», которая время от времени «лает», то есть критикует власть. Некоторые журналисты не устояли перед искушением войти во власть, как выразился Юшкявичюс, «вломились в парламенты» и считают, что они могут работать во власти и при этом оставаться журналистами, что, по его мнению, невозможно. (Точка зрения, на мой взгляд, не бесспорная: мы знаем примеры, когда журналисты, став парламентариями, вполне успешно продолжают и свою публицистическую деятельность.) Генрих Юшкявичюс долгое время был первым заместителем Генерального директора ЮНЕСКО, вице-президентом евразий­ской академии телевидения и радио, много сделал для их развития. Он утверждает, что именно через криминализацию ТВ сегодня идёт криминализация общества. По данным социологов, более 60 процентов программ на телевидении так или иначе пропагандируют насилие, откровенную силу денег. Как результат, снижение рейтинга ТВ-каналов. За последние 10 лет аудитория Первого канала уменьшилась в 1,5 раза. Свою формулу доверия он сформулировал чётко и просто: ищи факты, говори правду, дай возможность высказаться другим. Если не будет в обществе доверия к прессе, это общество останется больным.
СМИ должны быть в оппозиции, но только в конструктивной, ни в коем случае в непримиримой, утверждает известный газетный и тележурналист, основатель российского ТВ Олег Попцов. Мы утратили истинного героя нашего времени: рабочего, учёного, врача, талантливого актёра. Засилье криминальных образов и негатива, в первую очередь – на телеэкранах, ведёт к дебилизации общества, а «тупыми», как известно, управлять легче, подчеркнул Попцов. Он дополнил формулу доверия к СМИ мыслью о том, что наш герой должен быть уверен, что журналист при необходимости придёт ему на помощь. В российской журналистике исторически сложились сильные социальные функции: защита слабых, поддержка тех, кто отстаивает интересы людей.
Кстати, к вопросу о позиции прессы. Один из семинаров фестиваля был посвящён теме «Позитивная журналистика». Если оглянуться вокруг, сколько ещё неподнятых тем, способных в самых сложных ситуациях придать человеку уверенность в своих силах, найти друзей и сподвижников, ответы на многие вопросы.
Серьёзная проблема со­временной российской журналистики – низкая действенность слова. Журналисты обнародуют немало обличительных материалов о недостатках и негативных явлениях, злоупотреблениях, недоработках должностных лиц, а иногда и неприкрытой коррупции. И что? Даже авторитетные федеральные СМИ зачастую «бьются» лбом о непробиваемую стену непонимания и игнорирования острых выступлений. Как сказал один из журналистов: «Нам дали свободу слова, но у другой стороны появилась свобода не слышать и не видеть». Игнорируя критические выступления прессы, власть, будь то муниципальная или федеральная, упускает важные рычаги влияния на жизнь и состояние дел в обществе, теряет нить его доверия, наконец, ослабляет влияние и контроль за качеством работы ответственных лиц.
Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов не устаёт повторять, что доверие к журналистам и качество их труда – понятия взаимосвязанные. Увы, факт общепризнанный: вроде положительная тенденция роста количества СМИ привела в профессию немало плохо образованных людей, которые и не хотят заниматься самообразованием. А как результат – резкое снижение профессионального уровня в этой общественно важной сфере деятельности. Жизнь показала, что всеядность современного журналиста – это чаще всего не очень хорошо. Если сегодня человек пишет о светской тусовке,
завтра – о проблемах экологии, а послезавтра – о политике, состоянии науки, образования или культуры, то, скорее всего, это – дилетант, способный творить «обо всём – ничего». Именно такие с позволения сказать «журналисты» наносят самый большой урон авторитету прессы, а значит, и доверию к ней.
Газеты, ТВ, Интернет – кто кого?
Фестиваль, разумеется, не обошёлся без ставшей традиционной дискуссии на тему «Умрут ли газеты, и как скоро Интернет захватит всё медиапространство?». Интересно, но статистика напрочь опровергает пессимистичные прогнозы о скорой кончине газет и журналов. Наиболее стабильным газетно-журнальный рынок остаётся в регионах страны: за последние пять лет число местных СМИ остаётся неизменным: 3 500 наименований.
Впрочем, эта ситуация характерна не только для России. Даже в «продвинутой» Америке 59 процентов взрослой аудитории (средний возраст 48 лет) отдаёт предпочтение чтению традиционных газет и журналов и только 32 процента пользуются социальными сетями. Среди тамошней молодёжи (возраст до 28 лет) газеты читают 46 процентов, социальными сетями пользуются 82 процента (данные издания Readwriteweb.com).
Парадокс нашего времени: тиражи многих федеральных изданий, даже таких как «Известия», равняются тиражу городской газеты среднего по численности города. В чём дело? По утверждению известного исследователя прессы, главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок» Владимира Касютина, если лет 25 назад развитию журналистики мешало вмешательство в её деятельность органов власти, то сейчас на первом месте финансовые вопросы и низкая общественно-политическая активность населения. Люди «наигрались в политику», и сейчас их больше волнует нормальная стабильная жизнь в родном городе или посёлке. Вот почему тематика местных газет сегодня востребована читателем.
Что касается Интернета, он пока не способен качественно заменить СМИ: по официальным данным, только 30 процентов населения России имеют доступ и постоянно пользуются сетями. Так что вопрос «кто – кого», по мнению многих исследователей и специалистов прессы, пока неуместен. Не кто кого, а вместе, дополняя друг друга и сполна используя каждый свой ресурс, то есть грамотных и ответ­ственных журналистов и современные технологии подачи материалов – вот задача современной прессы. Возможность познакомиться с опубликованными материалами более обстоятельно и в удобное для себя время, например дома после работы или на даче, дают именно печатные СМИ.
Всех – на свободу, а дальше?
Фраза Президента страны Дмитрия Медведева о том, что для органов власти лишнее иметь в своём ведении ещё и прессу, вот уже почти год не даёт покоя медиасообществу. И плох был бы фестиваль СМИ без широкой дискуссии о свободе слова, кстати, гарантированной нам Конституцией страны. Целая «битва» разгорелась вокруг дальнейшего пути развития муниципальных СМИ: оставить статус город­ских, районных СМИ, учредителями которых являются местные органы власти, они же и финансирующие издания, или дать им полную свободу? И у той, и у другой точек зрения есть и сторонники, и противники.
Александр Колесниченко, замредактора отдела политики газеты «Новые известия», снискал себе на фестивале репутацию радикала, заявив, что никакой финансовой поддерж­ки властей не должна иметь ни одна газета, в том числе районная. «Всех – на свободу, и пусть выживают только те, кто сможет выжить», – лозунг Колесниченко.
На защиту своих газет и читателей встали многие редакторы районок, полагающие, что приватизация – опасный для СМИ эксперимент, который может лишить жителей «глубинки» последнего источника информации, а руководство районов – трибуны для диалога с населением. Сторону районной прессы принял и Владимир Касютин, который подчеркнул, что приватизация муниципальных СМИ возможна, если будет выработана чёткая система мер их господ­держки в виде грантов, госзаказа на социально и общественно значимую тематику.
Горячий сторонник свободной прессы, он же – один из авторов закона РФ «О средствах массовой информации», а ныне – советник Президента России и председатель Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов уверен: приватизация СМИ неизбежна, но, на удивление многих, согласился с тем, что она будет эффективна только при системе мер поддержки прессы. В противном случае мы действительно потеряем востребованный народом город­ской и районный сегменты нашей журналистики. Кстати, в таких развитых странах, как Швеция, Норвегия, Франция, где демократические институты прошли проверку временем, разработаны и действуют целевые программы под­держки региональных и местных газет, которые по-прежнему играют важную роль в формировании общественного мнения и его влиянии на решения и действия властей.
Неиссякаемый оптимист, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов уверен, что если мы вернём качественную журналистику с серьёзной аналитикой, богатым, грамотным языком и силой правдивого слова, то вернём и доверие читателей, зрителей и слушателей и поднимем статус журналиста в обществе. Это нужно нам всем: и тем, кто пишет, вещает, и тем, кто читает и слушает. Не случайно эпиграфом пленарного заседания фестиваля были избраны слова Михаила Лермонтова: «Поверьте мне: счастье только там, где любят нас, где верят нам».
Северный край
Поделиться
Комментировать