Страны, уроженцами которых были погибшие (Белоруссия, Канада, Латвия, Чехия, Россия) назначили экспертами летных специалистов НИИ им. Громова, ОКБ им. Яковлева.
Техническая комиссия установила все обстоятельства и цепь причин катастрофы. Специалисты проверили кроки, управление рулем, состояние двигателей, действия экипажа, летное и медицинское состояние пилотов, деятельность компании «ЯК-сервис».
Было установлено, что самолет ЯК-42 был сертифицирован в 1980 году и пробыл в эксплуатации 2346000 летных часов. Также эксперты установили, что самолет был полностью исправен перед вылетом из Ярославля, тормозная система была в норме, вылет произошел точно по расписанию, других воздушных судов в небе не было, к топливу замечаний не выявлено, метеоусловия оставались приемлемыми для полета, взлетная масса не выходила за пределы, характеристики устойчивости были в норме. Закрылки и предкрылки были под углом 20 градусов. Ручка стояночного тормоза находилась в выключенном состоянии.
В итоге главной причиной аварии эксперты посчитали профессиональную непригодность пилотов, мотивируя это тем, что переучивание пилотов проходило на ЯК-40, а не на ЯК-42. Это грубое нарушение, так как эти самолеты сильно отличаются.
Командир экипажа провел 6954 часа в полете
1525 часа - на Як-42
4692 часа - на Як-40
Второй пилот экипажа провел 12492 часа в полете
613 часа - на Як-42
11879 часа - на Як-40
Также, эксперты отметили, что у компании «ЯК-сервис» не было специальных тренажеров для обучения персонала. Профессиональная подготовка экипажа сводилась к минимуму. Из-за отличий комплектации самолетов постановка ног пилота при разбеге на педали была неправильной.
При проверке медицинской документации выявлено, что второй пилот с 2000 года находился на учете у невролога по причине снижения рефлекса на ногах, а с 2005 года и на руках. Ему был поставлен диагноз - полинейрологический синдром и прописан препарат- нейромедин для улучшения двигательной системы. В результате, в крови второго пилота был обнаружен феноборбитал. По закону люди с таким заболеванием не могут быть допущены к выполнению полетов.
На пресс-конференции журналистам были продемонстрированы записи бортовых самописцев. По мере прослушивания записи усиливалось впечатление, что пилоты пришли на какие-то посиделки, а не на рабочий, ответственный полет, так как они использовали нецензурные выражения, смеялись, разговаривали на посторонние темы. Слаженности и четкости команды не было видно.
Как следствие пилотами были допущены технические ошибки. Рост тангажа был недостаточен для поднятия самолета, отклонение руля предпринято не было. Если бы они не стали взлетать, то самолет гарантированно остановился бы и все обошлось. Резкий рост тангажа на 19 градусов произошел за 2 секунды, при этом стал интенсивно развиваться левый крен, 5-6 метров высоты. Самолет упал, сначала разрушилась левая часть, а затем и весь самолет полностью.
Алина Комарова
Караван-Рос