Планы у общества были такие - превратить владение Коковцева в культурный центр по типу дома культуры. Это было тем актуальнее, что Новоселки удалены от центра Ярославля и заведений культуры там нет. Договор был заключен, но ведь надо же было и денежки платить за аренду. А откуда у общественной организации денежки? Попытались было заинтересовать своей идеей людей состоятельных, но нынешние состоятельные люди отнюдь не торопятся вкладывать свои средства в спасение и развитие родной культуры. В крайнем случае хозяева жизни могут себе позволить прокатиться за культурой в Европу.
Года через полтора после заключения договора заметили, что в здании усадьбы появилась трещина, которая привела к тому, что стена дома стала заметно отходить. Тут уж шутки были плохи, поскольку в доме проживали люди. Часть квартир была быстренько расселена. Налицо было аварийное состояние здания, но признавать его таковым власть не торопилась, чтобы не обременять себя новой заботой по расселению оставшихся жильцов. И разваливающийся пополам дом, по мнению чиновников, был вполне пригоден для житья.
Тогда активисты обществ охраны памятников написали письмо в администрацию президента. В нем в качестве одной из мер по спасению памятника была обозначена возможность сделать усадьбу Коковцева филиалом Ярославского музея-заповедника. В марте 2011 года состоялась встреча представителей общества охраны памятников с губернатором области Сергеем Вахруковым. Надо отдать ему должное, он не стал водить за нос людей, объявив прямо, что сделать усадьбу Коковцева филиалом Ярославского музея-заповедника не представляется возможным, и порекомендовал искать спонсора.
В период предвыборной компании защитники дома Коковцева обратились к будущему мэру Евгению Урлашову с просьбой не дать рухнуть усадьбе Коковцева. Находясь в ажиатации, Евгений Робертович даже выдвинул лозунг «Спасти дом Коковцева», чем привлек на свою сторону несколько десятков голосов. Ну а после того как цель была достигнута и Урлашов уселся в кресло мэра, лозунг этот за ненадобностью был спешно забыт. На просьбу защитить усадьбу Коковцева новоиспеченный мэр ответил весьма красноречиво: средства, отпущенные на развитие культуры города, были сокращены на 10 процентов.
А дом тем временем, не дождавшись милости от хозяев города, медленно, но верно разрушался. К ноябрю прошлого года в парадном зале усадьбы Коковцева стала провисать часть потолка. А чего бы ему и не провиснуть, если крыша напоминает собой решето. Перекрытие потолка промокло, прогнило, стали расползаться швы. Но даже теперь, когда фасад дома обрушился, мэрия не торопится расселять жильцов оставшихся в еще не рухнувшей части дома, потому как эти развалины все равно не получили официального признания в том, что дом аварийный, а значит расселение ему не грозит.
Исходя из практики смею с уверенностью сказать, что вскоре Ярославль лишится еще одного своего памятника.
Фото Сергея КРЫЛОВА.
Золотое кольцо