Урок идёт «в дистанте»

«Создание полноценных условий для активной жизни детей-инвалидов должно стать приоритетом при реализации новой государственной программы «Доступная среда». В том, как этот злободневный тезис из обращения главы государства Дмитрия Медведева к гражданам России и Федеральному собранию связан с реализацией президентской инициативы «Наша новая школа» и как он уже сегодня в Ярославской области входит в жизнь, корреспонденты «Северного» убедились, заглянув на урок в класс открытого недавно учебного заведения нового типа – школы дистанционного обучения.
Школа в самом деле особенная. Её классом стала в тот день детская в квартире жительницы Брагина девятиклассницы Татьяны Савиновой (на снимке). Вместо доски в этой классной комнате – подключённый к Интернету компьютер с видеокамерой и микрофоном, а учительский стол с успехом заменяет такой же моноблок в квартире учителя с программой, действующей в популярной во всём мире системе «Скайп». Разработана программа для нашего и других регионов столичным центром «Технология обучения», это своего рода библиотека электронных учебников по всем предметам с первого по выпускной класс средней школы.
– Мы общаемся в «Скайпе», – подтверждает это, напутствуя нас на урок, директор областного центра помощи детям, в состав которого входит школа дистанционного обучения, заслуженный учитель России Татьяна Иванова. – Выходим в Интернет и можем общаться с любым пользователем, чей адрес нам известен. Сигнал идёт через школу и поэтому в нём нет вирусов, «шлюзы» оберегают наших учеников от экстремизма и порно. В городах и районах области занимаются «в дистанте» 112 детей с ограниченными возможностями здоровья, диагнозами от астмы и отслоения сетчатки глаза до, как у Татьяны Савиновой, детского церебрального паралича.
Учитель – да, урок ведёт из собственной квартиры, но всё остальное здесь в домашнем классе Савиновой, как в обычной дневной школе. Урок 45 минут, под рукой у Татьяны, смотрим, атлас, карты, тетрадка для записи, дневник с отметками, обычный учебник географии «Население, хозяйство России» для девятого класса. И сам урок по теме «Агропромышленный комплекс» молодого специалиста, выпускницы Ярославского педвуза Светланы Андреевны Парфенковой очень похож на урок в обыкновенной дневной школе.
Разница, правда, есть: занятия включены в индивидуальную программу, разработанную для инвалида с детства Тани Савиновой с учётом её здоровья. А о нём вернее всяких слов говорят одним своим видом стоящие у дверей металлические трости-крабы, с опорами, действительно отдалённо похожими на рачьи клешни. Остальные же особенности учёбы «в дистанте» пытаемся уловить по ходу занятий.
Вот Татьяна по просьбе учителя открывает атлас – он нужен будет до конца урока. Предстоит понять, как развитие животноводства связано с другой основной отраслью АПК – растениеводством, поставщиком кормов, а значит, с плодородием почв и климатом. Татьяна рисует в тетрадке схему отраслей, а затем смотрит по атласу, где разводят коров, овец или свиней и какой полезный продукт получают, попутно выяснив, почему крупный рогатый скот на молоко разводят именно в Центральной России, включая Верхнюю Волгу.
– У нас равнина, большие реки, луга, хорошо растут травы, а сено для коровы – самый питательный корм, – делится Татьяна своими соображениями на сей счёт.
– Молодцы мы с тобой, – подбадривает ученицу Светлана Андреевна.
Лаконизм на таком уроке, как мы поняли, вообще в особой цене. Педагог избегает длинных монологов, а тем более наставительного тона и скороговорок. Сама умеет выделить главное голосом и ждёт того же от ученицы. Общение идёт через тесты на понимание сути, с использованием многообразного наглядного материала и видеосюжетов, с паузами на раздумье и со стороны похоже временами на дружеский обмен мнениями на равных двух собеседников.
Вот Татьяна получает домашнее задание – ещё раз внимательно посмотреть лекцию на сайте с картой зон развития животноводства в руках. Быть готовой к следующему четвергу дать свои пояснения к ней. А мы просим Светлану Парфенкову кратко проанализировать урок:
– Мне понравилось, что Татьяна так активно общалась со мной, приводила самостоятельные примеры из жизни. Сама догадалась, почему птицефабрики строят ближе к большим городам. Неплохо читала она и карту, быстро находя на ней что-то по моей просьбе. Отмечу и очевидные минусы. Вы сами видели, как «поперхнулся» и завис Интернет на «школьной» линии, и мы перешли на связь по моему ноутбуку, так что времени зря почти не потеряли.
Из проблем Светлана Андреевна назвала наверняка самую известную и учителям, и родителям: детям-инвалидам не хватает общения друг с другом. Время от времени школа собирает их вместе, но происходит это пока что по большим праздникам – в День знаний, под Новый год. А в будни ребята общаются опять же дистанционно, на форумах социальных сетей.
Сейчас в разработке у методистов школы программа объединённых уроков для нескольких учеников. Особенно ждут этого проекта лучшие знатоки науки географии – Татьяна Савинова одна из них. Вскоре ей и двум её друзьям-сверстникам Артёму и Максиму предстоит выступать на областном туре Всероссийской олимпиады «в дистанте» по этому предмету.
О том, какие у школы возможности уже сегодня, мы в тот же день могли самым наглядным образом представить себе на месте. Татьяна Иванова и её зам Галина Уланова с комментариями показали нам святую святых школы и её отдела технической помощи – серверную, комнату психологической разгрузки, класс компьютерной грамотности для учителей и родителей. Продемонстрировали в действии моноблоки, соединённые с легоконструктором, электронным микроскопом, цифровой лупой для чтения книг, музыкальным центром, новейших моделей блоки для слабовидящих и слепых (с точечным шрифтом Брайля на клавиатуре) для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, где кнопки клавиатуры можно нажимать и ладонью, и локтем, и даже подбородком.
Татьяна оказалась девушкой на редкость общительной, дружелюбно настроенной и весёлой. Выяснилось это сразу после уроков, когда она с ходу поддержала разговор на вольные темы. После трёх подряд операций старается больше бывать на воздухе. Летом с мамой гуляют каждый день, зимой – в зависимости от погоды. Если метёт или мороз, Татьяна предпочитает, выучив уроки, посмотреть спорт по телику, как в эти дни свой любимый биатлон.
Изучает французский. Включила записи своего кумира Антона Макарского – песню шансонье Сальваторе Адамо «Падает снег». Не только сама подпела Антону на языке оригинала, но и вкратце изложила простую и печальную интригу той истории в свободном переводе на русский: падает снег, я жду девушку, а она не пришла...
Настольная книга у Татьяны «Два капитана» Каверина, любимая игра в Сети – «Бедная Настя», Татьяна там в роли горничной в семействе Долгоруких. Есть у неё и любимая игрушка: папин новогодний подарок – заводной попугай Кеша. Для поднятия настроения обучить его можно с микрофоном в руках в принципе чему угодно, что хозяйка попугая тут же и продемонстрировала гостям:
– Кеша балда, – вполне самокритично отозвался наш пересмешник.
У нас был собственный вариант для окончания диалога:
– Давайте пожелаем Татьяне хорошо закончить учебный год, – слово в слово немедленно откликнулся Кеша на наше прощальное напутствие.
Планы на жизнь у Татьяны Савиновой такие. Любит украшать квартиру, сервировать стол для гостей и, может быть, после окончания школы попробует стать дизайнером. Признаёт, что рисует пока неважнецки, но надеется, что у неё ещё есть время с этим подтянуться – спасительное дистанционное обучение поможет.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование»
на закупку техники для ярославской школы дистанционного обучения детей-инвалидов в 2010 году был затрачен 21 миллион рублей. А всего на её обустройство с капитальным ремонтом пустующих классов школы № 20 на улице Юности ушло более 35 миллионов рублей. Такова цена вопроса – результат согласованных усилий правительства региона и кабинета министров Российской Федерации.
Северный край
Поделиться
Комментировать