Священники и филологи призвали россиян читать древнерусскую литературу

Необходимо пропагандировать древнерусскую литературу, которая сегодня почти не изучается в школе, за исключением "Слова о полку Игореве", хотя вся классическая русская литература опирается именно на этот тысячелетнем фундамент, считают участники круглого стола "Русская культура и вера: от Пушкина до интернета", прошедшего в МИА "Россия сегодня"
.МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости. Священнослужители Русской православной церкви, религиозные писатели и профессора-филологи призвали для нравственного и культурного развития россиян больше издавать и изучать в школах произведения древнерусской литературы.
"В Древней Руси жития святых были художественной литературой для чтения дома… Цель — прийти к Богу, и у Достоевского тоже", — сказал председатель издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент на круглом столе "Русская культура и вера: от Пушкина до интернета", который прошел в четверг в пресс-центре МИА "Россия сегодня" в рамках проекта "Религия и мировоззрение".
По его словам, современное телевидение и интернет искажают представление о любви. Подлинная любовь, пояснил священнослужитель, жертвенна, основана на смирении своего "я", взаимном служении людей друг другу и воплощается в традиционной семье. Именно эти идеалы передает древнерусская литература.
"Мы должны пропагандировать древнерусскую литературу, которая сегодня почти не изучается в школе, за исключением "Слова о полку Игореве". Наша классика свалилась не с неба, а возникла на тысячелетнем фундаменте… Идеал для нас один — Господь Иисус Христос. Стремлением к этому идеалу руководствуется писатель", — отметил профессор филфака МГУ имени Ломоносова Владимир Воропаев.
Представитель Литературного института имени Горького профессор Александр Ужанков напомнил, что в том же "Слове о полку Игореве" — десятки цитат из Книги пророка Иеремии. По его словам, величайшим творчеством в Древней Руси было искусство жить, от него уже зависело умение творить. "До Пушкина что — ничего не было?.. Непременно нужно издавать древнерусскую литературу. И в школе должно быть новое понимание русской классики: если мы не знаем, что такое "Домострой", мы не поймем, что такое "Гроза" (Островского). Основная тема русской литературы с XI по XVI века — это тема спасения души, главный герой идет или к Богу или от Бога, а идеал — это святость", — считает Ужанков.
В последующие века, по его словам, русская литература также "учит нравственности". Профессор полагает, что ни одна литература мира не имеет такого духовного основания, как древнерусская — она фактически "святоотеческая", поскольку многие авторы канонизированы РПЦ. В пример Ужанков привел имена преподобного Нестора-летописца, митрополита Илариона Киевского, Владимира Мономаха, Феодосия Печерского и других древнерусских авторов.
Преподаватель Московской духовной академии иеромонах Симеон (Томачинский) подчеркнул преемственность русской литературы и объяснил стремлением к идеалу появление таких хрестоматийных литературных героев XIX века как Татьяна Ларина, Маша Миронова, Алеша Карамазов, Платон Каратаев. "Метель" Пушкина, где случайно обвенчанные герои хранят верность друг другу, представитель РПЦ назвал вообще "поэмой о промысле Божием" и заявил, что "лучшего материала для проповеди сегодня нет". По его словам, главный герой — это человек, который хранит свою семью, хранит верность своему избраннику.
"Православие определяет судьбу России", — заявил писатель Владимир Крупин. Поэтому он считает особенно важной "личную воцерковленность" автора.
Участники круглого стола оптимистично смотрят и на современную русскую литературу, выделяя имена Евгения Водолазкина, Захара Прилепина, Олеси Николаевой, Романа Сенчина и ряда других авторов.
РИА Новости
Поделиться
Комментировать