Сети все возрасты покорны

Скоро месяц, как в Ярославской области открыт интернет-портал государственных и муниципальных услуг. И тем, кто об этом ещё не знает, не мешает для своей же пользы уяснить подробности, суть этого события.


Вот адрес портала: http://gosuslugi.yarregion.ru. Неопытным пользователям Интернета нужно запомнить, что если этот адрес не открывается – значит, при его наборе допущена ошибка. Цифровые технологии не терпят неточностей: вы всего лишь забыли по­ставить точку после слова gosuslugi или сделали лишний пробел между словами – и как будто нет в Сети никакого портала, не открывается, и всё тут! А он есть, во многом полезен уже сегодня, а после поэтапной модернизации станет жизненно необходим всем и каждому.
Мы не зря «на пальцах» разъясняем элементарные правила пользования Интернетом, потому что среди тех, для кого создан портал, немало людей к компьютеру пока непривычных.
Цель создания портала – уменьшить тяжесть «бюрократического пресса», избавить людей, желающих оформить какие-либо документы, от беготни по инстанциям, сидения в очередях, ошибок письмоводителей. Есть и скрытая цель – борьба с коррупцией.
Один из постоянных читателей «Северного», имеющий родственников в Канаде, рассказал нашим журналистам, как борются с коррупцией и бюрократией за океаном. Там до предела сокращено число чиновников (в мэрии громадного города Торонто работает меньше двадцати человек). Чиновники и простые канадцы не встречаются вообще. Никаких личных приёмов, никаких заявлений на бумажке. Даже полицейский, остановивший водителя за превышение скорости, не скажет ему ни слова, а просто сунет квитанцию о штрафе под «дворник». Взятки при такой системе исключены. Но зато она требует полной «электронизации» обработки документов.
Этот процесс сейчас начался не только в нашей области, но и по всей России. Инициирован он Владимиром Путиным, официально утверждён президентом в «Стратегии информационного развития общества» 7 февраля 2008 года. При таких авторах понятно, что переход на электронные услуги неизбежен, по планам правительства бумажные документы, касающиеся государ­ственных услуг, должны исчезнуть как вид уже к 2015 году.
Переход от бумаги к Интернету разбит на пять этапов.
Первый этап: информация о той или иной госуслуге размещена в сети Интернет. Второй: открыт доступ к электронным формам заявки на получение услуги (можно заполнить справку, не отходя от монитора). Третий: доступен сервис подачи заявки на получение услуги через сеть Интернет (можно отправить заявление в нужную организацию, не выходя из квартиры). Четвёртый: доступен сервис «Личный кабинет», позволяющий отследить ход исполнения работ по заявке в режиме оn-line (в компьютере есть информация, как продвигается ваше дело). Пятый этап: государственная услуга предоставляется в электронном виде (вы получаете нужный вам итоговый документ, не выходя из дома).
Ярославский портал уверенно преодолел первый этап развития и работает в режиме второго этапа. На нём есть информация о госуслугах и электронные формы бланков документов (однозначно правильные, а не те, что секретарша в забывчивости посоветовала). Уже сейчас на портале можно задать любой вопрос, касающийся госуслуг, и получить консультацию специалиста (того, кто знает, в чём вопрос, а не «обратитесь в кабинет № Х»).
Конечно, всё это очень непривычно, особенно для людей старшего поколения. Непонятно: где компьютер найти и в какую кнопку ткнуть. Однако было время, когда люди не мыслили жизни без радио, которое позже почти вытеснил телевизор. А сейчас ведущие корпорации мира борются за место на рынке IP-технологий, которые «похоронят» телевидение. Жизнь идёт, и новому надо учиться. Общаться с порталом не так уж сложно, не боги горшки обжигают, и вообще мудрёное слово «портал» обозначает всего лишь «дверь». Электронные документы удобнее бумажек.
Кстати, появился и повод с внуком поговорить, которого, заразюку, цельный день от компьютера не оторвёшь...
Северный край
Поделиться
Комментировать