ПАМЯТИ ПРЕДКОВ

Не секрет, что в последние годы люди все чаще стали превращаться из Иванов, не помнящих родства, в личности, которых интересует вопрос: «Кто мы? Откуда? Кто наши предки?» И даже если оказывается, что в роду ни князей, ни графьев и в помине не бывало, все равно как-то уютнее жить на земле с пониманием, что ты не трава перекати-поле, а дерево с крепкими корнями, которые тебя с этой землей связывают. Именно из этого понимания вырос интерес к генеалогическому древу, тому, которое однажды легло на мой стол. А составила это древо двоюродная сестра моего мужа Галина Ивановна Отряхина, которая родом из Рыбинска, но всю свою сознательную жизнь прожила в Сыктывкаре, уехав туда еще совсем юной девушкой по комсомольской путевке.
Пусть в тех мирах,
невидимых для глаза,
возрадуется дедова душа…
Александр РОСКОВ.
ЧЕЛОВЕК С ОКЛАДИСТОЙ БОРОДОЙ
В основе этого рода Афанасий Афанасьевич Сухарев - человек с окладистой черной бородой, темноволосый и кареглазый. Именно таким я представляю его потому, что из девяти его детей, появившихся на свет, некоторые унаследовали черты матери, Марии Егоровны, имеющей чисто славянскую внешность, а некоторые – отца: они и волосом темны, и глаза у них насыщенного кофейного цвета. На сохранившейся фотографии Афанасий Афанасьевич запечатлен в солдатской форме с погонами и в военной фуражке. Смею предположить, что он воевал в Первую мировую войну. Хотя год его рождения и не сохранила память потомков, мое предположение проистекает из возраста жены: она была 1879 года рождения, следовательно, к началу войны ей было 35 лет - значит, ее муж вполне мог быть участником военных действий. Скорее всего, тогда и был сделан снимок.
Единственная из его дочерей, дожившая до наших дней, Александра Афанасьевна Смирнова поведала, что отец ее не крестьянствовал, а был маслоделом и первоначально семья жила в деревне Фоминское Вологодской области, где родились первые дети, а первая дочка Вера умерла в младенчестве.  Отца переводили с одного завода на другой, семья следовала за ним. Так большая семья Сухаревых оказалась в деревне Турово Ярославской области, где в 1933 году Афанасий Афанасьевич скончался. Там же он и похоронен.
СУДЬБЫ ДЕТЕЙ
К тому времени старшая дочь Анна уже вышла замуж и жила отдельно, а идущие следом сыновья избрали стезю военных и служили каждый в своем гарнизоне: Павел - в Белоруссии, Иван - под Ленинградом.
Овдовев, Мария Егоровна решила перебраться поближе к старшей дочери, купили жилье в деревне Колотово Пошехонского района. Желая помочь матери, Павел увез к себе в Белоруссию младшего брата Николая, туда, где  жил с женой Катериной и сыном Вадимом. Павел очень много помогал семье матери. Александра Афанасьевна вспоминает, что он постоянно слал им посылки, в которых были для девочек и чулки, и башмаки, и другие необходимые вещи. В деревне это купить было негде, да и не на что. Он часто сам приезжал в отпуск с семьей и гостил у матери. Следуя его примеру, Иван тоже захотел помочь матери - взять к себе младшую сестру.
Мария Егоровна спросила дочь:
- Шурка, поедешь?
- Поеду! - ответила Александра.
А тут праздник - Кириллова година. Ушла Александра в Турово в гости. Там и застало ее известие о начале войны. Все бросились по домам.
- Прибежала, а братца, мужа старшей сестры, уже забрали, почти сразу и убили… Четверо у Анны осталось. А я вместо Ленинграда пошла к ней с Юркой водиться, она мне за это пообещала валенки скатать…
Иван и Павел оба сложили свои головы в   Великой Отечественной. Жена Павла Катерина с сыном и Николаем сумела уже под бомбежками уйти от наступавших немцев и спасла мальчишек, добравшись до родственников мужа,  всю вой-ну провела около них. А жене Ивана Хильме повезло меньше. Вместе с дочуркой Раей они оказались на оккупированной территории и были взяты в плен, а потом вывезены на работы в Финляндию. Всю войну родные не имели от нее никакой весточки, и только после войны пришло письмо: жива! Ее дочка Рая этим летом собиралась навестить Александру Афанасьевну, но возраст не позволил.
Окончание на 8-й стр.
Судьбы остальных детей в чем-то похожи. Лидия Афанасьевна, родившаяся в 1916 году, сначала работала в колхозе, а овдовев, по совету знакомого, который сказал ей однажды: «Что ты мучаешься в колхозе? Перебирайся на Кученевку», - переехала в рабочий поселок и стала работать в леспромхозе. Последние годы жила в Рыбинске.
Зинаида Афанасьевна, с 1919 года, самая красивая из всех детей, унаследовавшая яркую внешность отца, в войну работала в сельсовете секретарем. А после войны вышла замуж и переехала в Рыбинск, где и прожила до конца дней. Елизавета Афанасьевна (1923 г.р.) после войны вышла замуж и осталась жить в деревне, работала в колхозе. Николай Афанасьевич (1927 г.р.) в войну тоже работал в колхозе, а после службы в армии вернулся в Рыбинск и прожил там до конца дней. Самая младшая, Александра Афанасьевна (1929 г.р.), единственная, кто еще хранит в своей памяти историю большой семьи Сухаревых, живет в Пошехонье.
ГОСПОДИ, СПАСИ И СОХРАНИ!
О ней, Александре Афанасьевне, скажу особо. Начав свой трудовой путь с нянек, она еще девочкой носила почту. Став чуть постарше, пахала на быках. Не боялась грозных животных: когда начинался дождь, сжималась в комочек и пряталась быку под брюхо. Увидев однажды такое, бригадир Нил Львович прямо обомлел:
- Шурка, грех-то какой может случиться!
А она только молилась:
- Господи, спаси и сохрани!
И Господь спас, когда однажды рассвирепевший бык прямо с бороной помчался к деревне. К счастью, все благополучно закончилось, вместе с бороной бык во двор забежал. А она и потом не боялась. Бывало, устав, забиралась на быка и верхом возвращалась в деревню.
Однажды увидели ее женщины из-за реки и спросили:
- Шурка, мы тебе жениха высватаем, пойдешь замуж?
- А пойду! - ответила она, потому что большого выбора женихов в послевоенной деревне не было.
Так и высватали ей жениха. Николай Смирнов стал ее судьбой, прожили они вместе долгую и по-своему счастливую жизнь.
Поскольку муж был не колхозник, пошла и Александра паспорт выправлять. Начальник милиции кричал на нее: «И так в колхозе некому работать, а вы все бежите!» - и швырял на пол ее документы, а она поднимала их и опять клала ему на стол. Получив паспорт, который был сроком на пять лет, она тут же перебралась с мужем в город.
Как строили свой дом - это особая история. Маленькая, худенькая, она все время работала физически: то на льнозаводе целых пятнадцать лет, то в промкомбинате стирала валенки, то в райвоенкомате - и уборщицей, и дежурной одновременно.
Она песенница, любительница животных, у нее и сейчас живут две кошки и две собаки. Величайшая оптимистка, человек с большой жаждой жизни. Уж на девятый десяток, а она все дом свой прихорашивает: поменяла рамы, провела воду и подключилась к канализации, сделала в доме косметический ремонт и даже поменяла мебель. Теперь вот собирается дом сайдингом обшивать. Видел бы все это Афанасий Афанасьевич, порадовался бы за дочку, а также за внуков, правнуков и многочисленных праправнуков - всех теперь уже и сосчитать невозможно.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать