Не понравился отдых - требуй компенсацию!

Сотрудники турагентств навязывают дорогие курорты


Разыгрывая роль туристки, я прошлась по нескольким ярославским  турагентствам, для того чтобы взять образец договора, который заключают между собой отдыхающий и фирма.


В первом агентстве девушка  явно пыталась развести на более дорогую поездку сначала молодого человека, а потом и меня. И хотя парень сразу заявил, что хочет в Болгарию, она уговаривала его  на Таиланд.


- Легче остаться в России и тут отдохнуть, чем тратить деньги на Болгарию. Все туристы приезжают оттуда без положительных эмоций. В Таиланде же все совсем наоборот: прекрасные пляжи, красивые пейзажи и чудесные организаторы, – заливала менеджер. Парень все-таки согласился, заплатив по предоплате всю сумму.


Мой вымышленный бюджет был скромнее, я сказала, что еду отдыхать с мужем на неделю.


- Я рассчитываю тысяч на 20. И это на всю поездку целиком, а не только на путевку. Чтобы с собой на расходы взять десятку и десять тысяч вам заплатить, – говорю я.


- Популярные «горящие» туры сейчас неактуальны. Вы потом пожалеете, что поехали отдыхать. Проблем возникает куча, в Турции всегда испорченная еда на солнце лежит, ее не убирают, туристы травятся. Вино тоже плохое. Давайте я вам лучше за 20 тысяч поездку в Грецию организую. Дополнительных расходов нет вообще.


- Нет, вы что. Там же революция, дефолт, - парирую я.


- Это все обман СМИ, в Греции все спокойно. Наши туристы узнали о революции уже в России, а там, говорят, тишина и блаженство. Ну что, оформляем договор?


Я отказалась. В других турагентствах мне пытались продать и более дорогие путевки, и, наоборот, предлагали те места отдыха, которые давно не пользуются популярностью. Удивила одна девушка, которая сидит в агентстве на окладе, а не на процентах, как предыдущие собеседницы.


- Я сейчас занята, придите позже, или я вам прайс-лист дам - сидите  и выбирайте.


- По ценам что ли выбирать? А условия проживания?


- Так вы выберете страну, цену и время поездки. Оформим договор, внесете предоплату, и я вам все расскажу о проживании.


Подводные камни договора


Несколько договоров туристических фирм у меня в руках, я, как человек неопытный в юриспруденции, не заметила в них никаких ошибок и недочетов. А вот смогут ли юристы увидеть те мелочи, которые пытаются скрыть от своих клиентов турфирмы? Проверила я это и на начинающем, и на опытном юристе.


-         По законодательству договор составлен правильно, грамотно прописаны все пункты и обязательства. Не указаны только лишь условия наличия гида на экскурсиях. Я бы советовала туристам обратить внимание, действительно ли существует такой туроператор, с которым сотрудничает агентство. И необходимо тщательно проверить финансовое обеспечение договора, который предусматривает не менее 30 миллионов рублей. Правда, вернуть  эти деньги зачастую бывает проблемно, – рассмотрела один из документов Маргарита Вернер, выпускница юридического факультета.


То есть, если вас заселили в отель меньшей звездности, если вид из него - на окрестную мусорку, а не на море, как обещали, вы вправе в пределах суммы финансового обеспечения предъявить письменное требование о любых выплатах.


- В основном турфирмы используют сжатые договоры, где они не полностью прописывают все обязательства перед туристами или пытаются завуалировать некоторые пункты по обязательству сторон. Могут не указать страхователя, реквизиты, сроки действия договора. В  моей практике встречались ситуации, когда отдыхающие жаловались на то, что они отправлялись в один отель, например в четырехзвездочный, а по приезду оказывалось, что там гостиница две звезды. Всю  ответственность за поездку и размещение несет туроператор, можно в данном случае предъявить ему требование, и отель поменяют или предложат другой вариант, – сказал юрист Владислав Уваров.


«Мне не понравилось» - на такую претензию вряд ли отреагирует туроператор или судья, который, скорее всего, даже не будет рассматривать ваше дело.


- В качестве доказательства вам нужно привезти с собой фотографии или видеосъемку того, что именно вам не понравилось. Будь то плохая еда, или некомфортный номер в отеле. Если такой возможности у вас нет, то помогут показания свидетелей. Это могут быть люди, которые отдыхали вместе с вами, соседи и даже персонал. Любой, кто может подтвердить правильность ваших слов. И конечно, лучше застраховать себя и свое здоровье, когда планируете отдых. Размер материальной компенсации определяется судом, и в России выплачиваются суммы намного меньше, чем, например, в Америке. Там даже на горячий кофе можно пожаловаться и получить за это неплохие деньги, – отметил Владислав Уваров.


Вместе с ним мы рассмотрели конкретные ситуации, с которыми могут столкнуться русские туристы на заграничном курорте.


Не разместили в отеле


Если я приезжаю на отдых, а меня в отеле не разместили. Сижу в аэропорту и не знаю, как действовать дальше.


- В этом случае вам необходимо найти своего туроператора. Если это невозможно и у вас есть деньги на перелет в свою страну, то нужно ехать обратно. По приезду сразу же писать заявление туроператору, в агентство. И смело можно обращаться в суд с иском, так как услуга вам не было оказана. Вы имеете право на возмещение всей стоимости путевки, денег за обратный перелет и моральную компенсацию, – пояснил Владислав Уваров.


Не понравилось питание


Кормили ужасно, продукты были несвежие, на всех еды не хватало, а на обеде и за ужином перед столовой выстраивались большие очереди. Хотя мой турагент говорила мне о прекрасном и здоровом питании.


- Сделайте фото очереди, а также еды и столовой. Выразите претензии своему турагенту прямо на отдыхе, они должны разобраться в проблеме. Если после этого еда качественней  не стала, по приезду требуйте компенсацию морального и физического вреда, - посоветовал юрист.


Если сломали ногу или руку


Вдруг произойдет форс-мажор и я упаду на крутой лестнице и сломаю ногу. Меня обследуют врачи и выставят счет, а такой суммы у меня с собой нет.


- На эту ситуацию надо смотреть с нескольких сторон. Если вы упали в состоянии алкогольного опьянения, а в договоре зачастую прописано, что в нетрезвом виде медицинская помощь не оказывается, то вам придется платить. Турфирма может пойти на попятную: мол, сам виноват, оплачивай. Очень сложно доказать свою правоту в данном случае, но возможно. Можно обратиться в комитет по защите прав потребителей, в суд. И сказать, что действительно причиной падения является крутая лестница. В качестве доказательства сделайте фото лестницы, - рассказал Уваров.


Отравились местными продуктами


Что делать, если весь отдых мне пришлось пробыть в своем номере из-за того, что я отравилась в первый же день, отведав заграничных вкусностей.


- Вас осмотрят местные врачи и зарегистрируют отравление. Потом все расходы и издержки покроет медицинская страховка. Обычно в таких случаях проблем не возникает, - успокоил Владислав.


Укусила акула


Экзотические рыбы в наших водоемах не водятся, поэтому я по привычке заплыла далеко, но, как в фильме ужасов, на меня напала акула и оставила на теле серьезные увечья.


- Ответственность несет туроператор. Суммы в данном случае будут значительными. Вам обязаны выплатить возмещение морального, физического вреда, должны оплатить операции и лечение по финансовому обеспечению договора. Обычно в таких чрезвычайных ситуациях выполняются все требования туристов, – сказал Владислав Уваров.


Получили травму на экстремальном курорте


Я сноубордистка, поехала на специальный отдых, где предусмотрены экстремальные виды спорта. Что делать, если я получила травму во время катания на сноуборде или квадроцикле?


- Лучше застраховать свое здоровье не только у туроператора, но и получить отдельно медицинскую страховку. Тогда вы будете уверены, что вам возместят ущерб за травму. Если понадобится операция, то в этом случае вам не придется ее оплачивать, тем более такие медицинские услуги в других странах очень дорогостоящие, – ответил юрист.


Наталья Чегодаева


Комментарий в тему


80 процентов туристов не могут доказать плохое обслуживание


Марина Крылова, сотрудница турагентства


- После отдыха наши отдыхающие не всегда приезжают довольными, зачастую они предъявляют множество претензий. Стараемся конфликты решать спокойно. Если они хотят, чтобы мы вернули деньги, то приходится улаживать конфликт в суде. По своему опыту могу сказать, что только 20% отдыхающих возвращают свои деньги в полном объеме. Остальные не могут доказать тот или иной факт о неудовлетворительном обслуживании или проживании на курорте.


Будь в курсе


Куда обращаться, если вам не понравился отдых?


- В турагентство, с которым заключали договор.


- К своему туроператору


- В суд с исковым заявлением


- В комитет по защите прав потребителей:


ул. Кирова, д. 7, телефон 72-73-60


- Адвокатская палата Ярославской области.


Коллегия адвокатов «ЛИГО- 2002»:


ул. Белинского, 32-в, телефон 73- 44-03


Яроcлавские страницы


Поделиться
Комментировать