Газета «КоммерсантЪ», со ссылкой на пилотов, опубликовала итоги эксперимента. В нем пилот, который сидел на месте командира судна, полностью имитировал действия своего погибшего коллеги – пилота разбившегося Як-42. Во время разгона он держал ноги на тормозных педалях. Одновременно оттягивал на себя штурвал, чтобы вывести машину в режим кабрирования.
По данным бортовых самописцев разбившегося самолета, руль высоты во время разгона был отклонен на 10 градусов, а позже, перед отрывом от земли, на 13. Для того чтобы вывести руль высоты в такое положение, пилоту пришлось приложить силу в 64 кгс (равно массе в 64 кг). При этом испытатель вынужден был полностью упереться в педали, предназначенные для управления рулем направления и тормозами колес основных опор шасси. При таком варианте самолет взлететь не смог.
Сразу же после опубликования этой версии появились весомые аргументы против. В отчетах Межгосударственного авиационного комитета говорится, что до скорости 165 км/ч все проходило в штатном режиме. На скорости 185 км/ч экипаж начал подъем носового колеса. При этом руль высоты уже был отклонен на 9–10 градусов. И только через 6 секунд, когда двигатели были переведены во взлетный режим, темп роста скорости существенно замедлился, что МАК объясняет «появлением дополнительной силы торможения».
Значит, эта сила появилась уже после того, как руль высоты достиг значений в 10 градусов.
Таким образом, эта сила не может быть объяснена тем, что пилот нажимал на «педали тормоза».
Да и упирался бы пилот скорее всего пятками, а не носками. Стоит отметить, что для торможения необходимо нажимать именно на верхний край педали.
Кроме того, и многие эксперты сомневаются в этой версии.
– Если бы самолет тормозил, то от резины на шасси ничего бы не осталось, – рассказал вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. – А на фотографиях видно, что резина целая, только обгорела от пожара.
– Резкое нажатие почувствовал бы, – рассказал выживший бортинженер с разбившегося Як–42 Александр Сизов. – Но никакого резкого толчка не было.
По поводу новой версии уже высказался замминистра транспорта Валерий Окулов.
– Подобных случаев с самолетами в России еще не было, – сказал Валерий Окулов. – Если эта версия подтвердится, то это конструктивные недостатки в эргономике кабины, если пилот во время разбега самолета тянет штурвал на себя и при этом может случайно нажать на педали тормоза.
Еще рано делать выводы, но все предложенные версии, официальные и неофициальные, пока лишь оставляют больше вопросов, чем ответов. Напомним, что Дмитрий Медведев обещал, что расследование причин авиакатастрофы будет открытым.
На момент подписания номера МАК сообщил, что огласит результаты расследования в течение двух недель.
Важно
Срыв компрессора двигателя
К падению самолета могло привести редкое явление – срыв компрессора двигателя.
Так считает старший научный сотрудник Петербургского института проблем машиноведения РАН, кандидат физико-математических наук Виктор Кулагин.
– Топливо подается по максимуму, двигатель «ревет», а тяги нет, – объясняет Кулагин. – Потому что компрессор, который питает кислородом турбину, крутится, но не подает воздух в турбину. Есть два этапа срыва компрессора. Второй, когда двигатель уже «кашляет», называется помпажем. А первый этап – когда на взлете происходит так называемый «тихий срыв компрессора».
Родной город