Как живёте в новом веке, Красные Ткачи?

Жители посёлка ждут, когда же будут построены новые очистные сооружения и клуб По просьбам читателей продолжаем цикл публикаций о той полузабытой теперь ценности, которую наши предки называли «духом места». Сегодня мы рассказываем о радостях и тревогах, заботах и надеждах потомков ткачей-старожилов бывшей Сакинской слободки на старом Московском тракте. Здесь, верстах в десяти от Ярославля, купец Пётр Сакин столетие с четвертью назад открыл одну из первых в российской провинции механизированных льноткацких фабрик с собственной электростанцией – прародительницу нынешнего ОАО «Красные ткачи».
С парадным фасадом со стороны столбовой дороженьки, по которой как раз и ходили за счастьем семеро некрасовских мужичков, в Красных Ткачах всё в порядке. Стенка к стенке стоят кирпичные пятиэтажки с застеклёнными лоджиями. В одной из них – поликлиника, в соседних – отделение Сбербанка, аптека, универмаг. Во дворах – детские городки, гуляют с колясками молодые мамы. Чуть ли не у каждого подъезда иномарки. За углом в двухэтажном здании, выстроенном в своё время для поселковой администрации, – центр детского творчества «Ступеньки»; наискосок вот-вот подведут под крышу новый детский комбинат...
Чуть поодаль сквозь поредевшие кроны «Липок» – бывшего усадебного парка Сакиных – сквозь ажурное ограждение виден безлюдный фабричный двор нынешнего ОАО «Красные ткачи». У входа в его управление тоже ни души. Совсем не надо быть экономистом-аналитиком, чтобы по одному этому затишью понять – прошли те времена, когда никому здесь не приходилось ломать голову, где взять сырьё и куда отправлять товар, когда, чтобы купить что-то сшитое из фирменной махровой ткани, в очередь записывались с ночи, а заказчики издалека вывозили «махру», говорят, целыми КамАЗами. Чтобы успевать за жизнью, потребовалась кардинальная модернизация производства. Есть инвестиционный проект, идёт переоснащение цехов. В самую тяжёлую кризисную пору с переподготовкой кадров под современную пневмомеханику «Красным ткачам» помогло правитель­ство области («Северный край» об этом рассказывал).
Подключив предприятие к целевой адресной программе дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда, департамент службы занятости за один только прош­лый год успел подготовить 80 работников разных профилей с бюджетными затратами в один миллион двести тысяч рублей.
Судить об отдаче от этих денег, о том, как оживают цеха, наверное, лучше всего по прилавку фирменного магазина, что на первом этаже управления фабрики. Молодая мамаша как раз упаковывала набор пелёнок-распашонок. Заплатила за покупку больше тысячи рублей. Что поход в фирменный магазин получился удачным, нетрудно было прочесть по лицу покупательницы. Есть там в продаже и комплекты для сауны, и женские халаты, и тельняшки, и цветные полотенца с броским жаккардовым узором или из тканей с бамбуковой нитью – хорошо влагу впитывают.
– Ничего подолгу на прилавках не лежит, – объясняет продавщица и даёт свой телефон для справок об ассортименте.
А вот нормального комментария к этим вполне обнадёживающим впечатлениям в кабинете гендиректора предприятия Андрея Юдаева нам, как ни странно, получить так и не удалось. Внимательно выслушав наши вопросы о ходе модернизации, о рабочих местах, о том, чем помогает предприятие улучшить жизнь в посёлке, хозяин кабинета отвлёкся от компьютера ради полного учтивости приветственного слова, оказавшегося одновременно и... словом заключительным. Дескать, рад с вами познакомиться, всё у нас хорошо. И пожелал успехов в профессиональной деятельности. По тому, что наш собеседник так и не счёл нужным добавить к этому ни единого слова, нетрудно было понять, что руководству ОАО и сегодня не до интервью.
Между тем окружающий пейзаж в целом и сам уклад жизни в Ткачах впору сравнивать с сильно пересечённой местностью. Вода в кухонных кранах и в уличных колонках здесь такая, что без индивидуальных фильтров и тщательного кипячения для питья не годится. Фабричные очистные осветляют стоки, а в квартиры воду качают по трубам прямо из речки.
В бывшем здании Дома культуры – мебельный магазин, а вот нормального магазина книжного рабочий посёлок на 4000 жителей, видимо, не заслужил. Молва о строительстве большого физкультурно-оздоровительного комплекса не один год кругами ходит, эти надежды и сейчас не иссякли. К 85-летию посёлка нынешним летом привели в порядок стадион. А филиал Дубковского культурно-спортивного центра до лучших времён ютится на правах углового жильца в бывшем особняке наследников Петра Сакина.
В этом симпатичном терем-теремке с башенкой над крышей, резным крыльцом и открытой верандой без перил по вторникам принимает граждан глава администрации Карабихского поселения Евгений Шибаев, здесь работают специалисты его администрации, второй этаж занимают фабричный музей и недавно отремонтированная библиотека с отнюдь не бедным фондом в 13 тысяч книг и журналов и четырьмя сотнями постоянных читателей всех возрастов.
В библиотеке и познакомились мы с Татьяной Геннадьевной Жилинской. Пришла она книжки сдавать, да и разговорились. При непосредственном живом участии библиотекаря Нины Кривовой пофилософ­ствовали о том, что и в Ткачах люди перестали выживать, как было в лихих 90-х, что представления о богатстве и бедности и тут сдвигаются ближе к запросам культурным и духовным, и многие, не меняя места жительства, сызнова обживаются по поговорке, проверенной временем: «Где родился, там и пригодился».
Чтобы убедиться, что этот завет предков здесь снова входит в жизнь, нам достаточно было нескольких уличных встреч – с них-то, ещё до знакомства с Жилинской, и начинали мы свой репортёр­ский забег по посёлку. Матери двоих детей Наталье К. после сокращения в ОАО «Красные ткачи» помог найти работу как раз департамент службы занятости. Улыбчивая красавица Алёна Помиленко, не поступив в училище культуры, вполне комфортно чувствует себя в должности продавца цветов и сувениров в магазине «Лукошко».
Тем более можно сказать такое про ту же Нину Кривову. При отсутствии в посёлке нормального книжного магазина её библиотека – надежда и опора и студентам, и учителям, и всем, кто и во времена компьютерного бума дружен с книгой.
Швея с многолетним стажем Валентина Дмитриевна Изотова продаёт на улице яблоки. В ответ на наш вопрос, зачем ей это нужно, она вкратце рассказала целую повесть о своей жизни. Ещё фабричной девчонкой выполняла заказы для фронта – шили подворотнички для гимнастёрок, прос­тыни, полотенца для госпиталей. Она ас в текстильном деле, освоила на фабрике с полдюжины специальностей, на пенсию уходила с должности лаборантки ОТК.
Потом стала классной швеёй, шила на дому, хорошо зарабатывала. Вместе с мужем кирпичный дом выстроили, большой сад-огород есть. Яблоки нынешней осенью в подвал засыпали вёдрами. Огородных запасов хватает на всю зиму, пенсией тоже довольны. Правда, у Изотовых коммуналка, как и у всех, – золотая. Один газовый котелок тянет на 700 рублей в месяц. Мужу недавно сделали серьёзную операцию, нужны деньги на лекарства. Вот и пошла Валентина Дмитриевна с корзинками на улицу, никого ни в чём не упрекая, ну и «чтобы урожай не пропадал».
Своя история у Жилин­ской. По профессии она инженер-технолог швейного производства, её профиль – мужская верхняя одежда. После ПТУ закончила тот самый вуз, где учился знаменитый модельер Вячеслав Зайцев – Московский институт лёгкой промышленности. Прошла в своём деле огонь, воду и медные трубы. И швеёй-мотористкой была, и ателье заведовала, а когда потребовалось фабрике, освоила уникальную специальность реставратора махровых изделий – уверенной рукой помогала родному предприятию бороться с браком.
В новом столетии Татьяна Геннадьевна нежданно-негаданно открыла в себе художника, а заодно и дар педагогический. Недавно на ура была принята её персональная выставка, особенно «семейная» серия весёлых кукольных персонажей. Есть у неё и Бабка в щегольской юбке, сшитой в традиционной лоскутной технике, и Дедушка-музыкант с голубой гитарой, и клетчатый Кот-Котофеич с рыжей чёлкой, есть и автопортрет «с косичками». Авторская коллекция стала учебным пособием для ребятишек в ателье Жилинской «Золушка» в центре детского творчества «Ступеньки» – занимается там у неё человек пятнадцать золушек разного возраста, мечтающих стать принцессами.
На прощание задали мы Татьяне Геннадьевне вопрос, что называется, на засыпку: что в повседневной жизни посёлка, будь её воля, она немедленно изменила бы к лучшему?
– Моё поколение выросло в клубе, там на досуге играл на трубе мой очень музыкальный папа. А я сама до сих пор пою в хоре центра социального облуживания населения «Золотая осень», – рассуждала она в ответ. – Построила бы здесь клуб взамен когда-то сгоревшего. Срочно нужны посёлку и очистные сооружения. Чтобы чистой воды попить, ездим с канистрами на тележках на родник – это далеко и тоже не дело. А ещё я ускорила бы сдачу уже достроенного до крыши детского комбината – внучку в садик возить приходится в Ярославль...
Татьяна Геннадьевна спешит в школу, там в младших классах ведёт кружок «Маленькие модницы» – учит малышей азам швейного дела. Одна из старейших в наших краях сельских школ, чья родословная идёт от земского училища, открытого в 1900 году при фабрике Сакиных, крепко связана с жизнью – об этом тоже не раз писал «Северный край». Связана и школой будущего первоклассника, где лекции для родителей читают врач, логопед, возрастной психолог, и дружбой с семьёй самого знаменитого своего выпускника, «архитектора перестройки», уроженца этих мест Александра Яковлева, связана и благотворительным фондом гуманитарных программ его имени – со стипендиями учителям и ученикам.
Никому в этих стенах не надо объяснять, что такое тот самый «дух места», а тем более питомцам куратора школьного музея, учителя истории Анжелики Вевель. Материал для конкурсов «С чего начинается Родина» ищут и находят они в поисковых экспедициях по сёлам и весям бывшей Крестобогородской волости, а историю посёлка Красные Ткачи увидеть здесь можно не только на музейных витринах, но и в лицах – на учебных спектаклях «Сакинская слободка».
Нынешние Красные Ткачи на две трети, если не больше – семьи выпускников этой школы. Здесь со­бран уникальный фонд воспоминаний учеников разных поколений. Иногда за воспоминаниями и ходить далеко не приходится. Например, Владимир Иванов, питомец легендарной школы соловецких юнг, описанной в повести его однокашника, всемирно известного писателя Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», принимает поздравления с Днём Победы чаще не по почте, а от школьных следопытов из рук в руки – недавно Владимир Александрович получил новую квартиру в соседней Карабихе.
Но потомков сакинских слобожан где только нет. Даже на Канарах. Правда, они там не отдыхают, а работают. В эти дни в учительской обсуждают новости из Испании, полученные учительницей Галиной Алексеевной Попович. После окончания Российского университета Дружбы народов на родину любимого героя Дон Кихота Ламанческого уехала с дипломом журналиста-международника дочка Галины Алексеевны Снежана.
Она много чего там успела. Получила ещё две специальности – тележурналиста и переводчика с английского. Пока в Испании экономический кризис и безработица, Снежана до лучших времён переехала на Канарские острова, где и работает переводчицей. Она вышла замуж за испанца, авиадиспетчера по специальности. Получила вид на жительство и сейчас готовится стать мамой.
Северный край
Поделиться
Комментировать