Изборский холм в селе Вятском
Чуть больше недели назад почти незаметно для широкой публики было образовано Ярославское отделение Изборского клуба.
![](/upload/resize_cache/iblock/0c0/853_640_1/0c0f13d537f01338998c335e98591f28.jpg)
Клуба, задачей которого является формирование идеологических предложений для руководства страны. Насколько эти предложения востребованы, сказать затруднительно, зато известно, что раз в полгода Владимир Путин встречается с представителями клуба, а подготовленные клубом доклады внимательно изучаются в администрации Президента России.
Это сообщество экспертов – патриотов и консерваторов – у нас пока известно скорее благодаря именам тех его постоянных участников, которые регулярно появляются в программах радио и ТВ. Именам «непременных членов», выражаясь вполне консервативно.
Единственный из живущих в России Нобелевских лауреатов физик Жорес Алферов, философ Александр Дугин, экономисты Сергей Глазьев, Михаил Делягин и Михаил Хазин, писатель Захар Прилепин, главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков – эти и многие другие очень разные люди составляют клуб.
Например, и наш земляк Юрий Ласточкин.
И, конечно, руководитель клуба – Александр Андреевич Проханов.
Его трудно однозначно определить в какую-нибудь профессиональную страту.
Для себя я определяю его странным словом: «поэт».
Поэт от политики и философии «Русского мира».
Конечно, ярославский семинар Изборского клуба, прошедший в «самом красивом селе России» – Вятском, посетили далеко не все из вышеперечисленных.
Но делегацию возглавлял Александр Проханов. Без него Изборский клуб пока немыслим.
Тема ярославского семинара звучала как минимум необычно: «Русский мир»: стратегии и молитвы».
Необычными были и доклады участников. В том числе ярославских.
Иеромонах Никодим (которого, я надеюсь, мы вскоре поздравим с настоятельством в ярославском Кирилло-Афанасьевском монастыре) преподал в систематизированном виде идеи о. Иоанна (Крестьянкина) об историографии России.
Эти идеи в упрощенном виде состоят в сопоставлении событий русской истории с таинствами Православной церкви.
Крещение: 988 – 1015 гг.
Миропомазание: 1015 – 1237 гг.
Покаяние: 1237 – 1380 гг.
Брак (или монашество): 1380 – 1700 гг.
Соборование (елеосвящение): 1700 – 1914 гг.
Евхаристия (причащение): 1914 – 1986 гг.
Священство (или учительство): от 1986-го по настоящее и будущее время.
Даты эти знакомы всем, кто держал в руках хотя бы школьный учебник истории.
Но историография эта примечательна тем, что апокалиптична. Она оканчивается таинством будущего века – воскресением мертвых.
А как именно будет выглядеть конец истории, будет зависеть от того, сохранится ли к этому времени Русский мир, или он «разойдется по своим шатрам».
Это лишь один пример, характеризующий содержание выступлений.
Из «ярославских» на семинаре выступили еще несколько участников, в том числе бывший заместитель губернатора Виктор Костин. Правда, в непривычном качестве – руководителя Фонда равноапостольного князя Владимира...
Впрочем, было бы преувеличением сказать, что семинар был только православным мероприятием.
В нем принимал участие Хамид Реза Солки Солки, представитель Международного университета Аль-Мустафа (Иран) – одного из крупнейших исламских образовательных учреждений, в котором обучаются более ста тысяч студентов из 108 стран мира.
В любом случае такого необычного собрания на Ярославской земле еще не было. На моей памяти точно.
Однако обсуждать заявленную тему можно было в любой географической точке.
Почему Вятское стало местом встречи?
Была причина: событийный ряд не ограничивался одним лишь семинаром.
Сообществу был представлен руководитель недавно образованного Ярославского отделения Изборского клуба – Александр Павлович Гончаров.
Предприниматель, аналитик, участник проектов Агентства стратегических инициатив. Мне он пока известен лишь в этом качестве.
Получится ли у него построить Изборскую крепость вдали от Псково-Печорской земли, мы еще увидим. А вот заранее понять, станет ли философская тень изборского холма украшением ярославского общественно-полтического ландшафта, еще труднее. Как и представить себе содержание местной повестки заседаний клуба.
Но раз сущности умножились, есть надежда, что умножатся и смыслы.
Проханов пошутил, кстати, что задержанного накануне заместителя министра культуры изобличила не ФСБ, а Изборский холм.
Ибо в рамках уголовного дела о хищении бюджетных средств при строительстве и реставрации объектов культурного наследия одним из объектов была как раз Изборская крепость.
Фото Петра Губочкина
Автор Пётр Стряхилев