«Если ситуация не изменится, через год-два Ярославль просто «вылетит» из ЮНЕСКО»

Ольга Мазанова, градозащитница, член правления ярославского отделения Союза архитекторов России: «Если ситуация не изменится, через год-два Ярославль просто «вылетит» из ЮНЕСКО» ЮНЕСКО, культурное наследие, памятник архитектуры
Градозащитники призывают защитить объекты историко-культурного наследия Ярославля. Новый виток борьбы связан с запланированной застройкой близ церкви Николы Мокрого. Своим мнением о том, как развивается ситуация, какие существуют выходы из нее и почему регламенты нарушаются так часто, с порталом 76.ru поделилась общественный деятель, градозащитница, член правления ярославского отделения Союза архитекторов России Ольга Мазанова.
– Ольга Александровна, какова сегодня ситуация со строительством жилого дома около церкви Николы Мокрого?
– 26 сентября в администрации Кировского района Ярославля прошли публичные слушания, на которых горожанам представили проект строительства многоэтажного жилого дома у церкви Николы Мокрого, которая находится на ул. Чайковского, недалеко от планетария. Согласно представленному проекту, около архитектурного комплекса церкви Николы Мокрого планируется воздвигнуть семиэтажный жилой дом с подземной автостоянкой и всей необходимой инфраструктурой. На слушаниях было внесено предложение по изменению характера использования территории с общественно-деловой на жилую. Проект жилого дома вызвал большое беспокойство у общественности, специалистов, горожан, прихожан, поскольку этот дом не вписывается в историческую среду вокруг храмового ансамбля, нарушит панорамы и даже может стать угрозой физическому существованию храма, особенно колокольни, поскольку строительство будет осуществляться в непосредственной близости от храмового комплекса.
– Ситуация сложная?
– Данная ситуация в части охраны историко-культурного наследия очень тяжелая. В этом месте действуют регламенты проекта зон охраны памятников Ярославля, которые позволяют строить внутри квартала здания высотой до 22 метров. Это совершенно немыслимая высота для такого уникального участка. Это буферная зона ЮНЕСКО. Данные регламенты были внесены как изменения в проект корректировки зон охраны в 2011 году. Подобные корректировки регламентов не в пользу памятников, а в пользу застройщиков для многочисленных участков исторического центра, по всей видимости, были осуществлены в угоду частными инвесторами. Данный проект не выносился на общественное обсуждение. И результат этой, я считаю, недопустимой деятельности, которая стала нормой для градостроительной политики властей города в последние годы (по крайней мере с 2005 по 2011 годы), мы сейчас наблюдаем. Втиснуть огромный 4-секционный семиэтажный дом с плоской крышей прямо к уникальному памятнику 17 века – церкви Николы Мокрого просто недопустимо. Дом абсолютно не вписан в историческую среду. А это зона наилучшего восприятия ансамбля. Грустно все это. Таким образом, скоро мы окончательно можем потерять уникальную среду у храма и у других очень ценных памятников – манежа, Николомокринских казарм.
– Как считаете, еще можно что-то изменить?
– Ситуацию преломить сложно. Есть рычаги, на которые можно воздействовать. Были написаны письма в ЮНЕСКО, министру культуры Мединскому, патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, и.о. директора департамента культуры Ярославской области Васильевой, и.о. мэра Нечаеву и губернатору Ястребову. Уже собрано около 250 подписей, и часть писем уже отправлена. В обращениях содержится просьба взять ситуацию под особый контроль и не допустить этого строительства, которое нанесет катастрофический удар по панорамам и угрожает сохранности уникального памятника. Там сложная гидрогеологическая обстановка, как повлияет нарушение потока подземных вод на состояние храмового комплекса, предугадать сложно, ведь никто никаких исследований не проводил. Отправлены письма в прокуратуру Кировского района с просьбой проверить законность выделения участка под строительство и законность проведения публичных слушаний 26 сентября.
– Пикеты в таких случаях помогают?
– Ярославские активисты неоднократно выходили на пикеты в защиту храма Николы Мокрого. Однако пока никакого продолжения этот спор застройщика и градозащитников не получил. Однако к борьбе против этого строительства подключились и депутаты. С инициативой против стройки выступил депутат муниципалитета Антон Голицын. Было собрано большое количество подписей. Письмо уже было передано и.о. мэра Нечаеву, губернатору Ястребову. Депутаты просили не давать разрешения на изменение вида использования участка под жилую застройку и выделить застройщику другую площадку для строительства дома. Кроме того, прихожане церкви ездили в Госдуму РФ, передали документы Галине Хованской. Она сообщила, что обращение уже было передано председателю Госдумы.
– В конце минувшей недели должно было пройти заседание комиссии по внесению изменений в ПЗЗ Ярославля. Удалось донести до властей мнение общественности?
– Я была делегирована на заседание, мне было поручено огласить решение недавно созданного градостроительного совета при мэрии Ярославля по вопросу строительства дома рядом с храмом Николы Мокрого. Заседание не состоялось, но обсуждение вопроса было. Я зачитала пункты из протокола градосвета. Во-первых, просить градостроительную комиссию отложить решение вопроса об изменении вида разрешенного использования участка, находящегося в собственности Евгения Мухина, на жилую зону до проведения следующих действий: разработать проект планировки на весь квартал с вынесением проекта планировки на градостроительный совет при мэрии и дальнейшим вынесением проекта планировки на публичные слушания (в соответствии с законодательством). Также необходимо выполнить обоснования градостроительных решений для данного квартала с целью уточнения возможной этажности новой застройки, принципов планировки, расчетов необходимых объектов соцкультбыта, парковок и т.д. Выполнить необходимые ландшафтные обоснования с целью сохранения панорам и условий обзора церкви Николы Мокрого в зоне ее наилучшего восприятия (учитывая уникальность исторической территории площадки предполагаемого строительства) и тот факт, что это буферная зона ЮНЕСКО.
– И как отреагировали члены комиссии?
– Члены комиссии выслушали эти предложения и, надеюсь, учтут их на следующем заседании (ориентировочно оно состоится через неделю).
Ольга Александровна Мазанова родилась в 1961 году в селе Южно-Подольск Черлакского района Омской области. Окончила архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института имени Микояна. В Ярославле живет и работает с 1983 года. Участник архитектурных выставок. Проводила и персональные выставки живописи. В декабре 2007 года вступила в Союз архитекторов России.
На заседании выступили депутат муниципалитета Антон Голицын и депутат Яроблдумы Александр Воробьев. Они сообщили, что было направлено письмо на и. о. мэра Ярославля Александра Нечаева, губернатора Сергея Ястребова, также председателя Российской национальной комиссии по делам ЮНЕСКО И. Маковецкого от депутатов облдумы (представителей 4 фракций) и членов общественной палаты ЯО с просьбой отказать в решении вопроса об изменении вида разрешенного использования на жилую зону и предоставить застройщику другой участок. Было также выслушано мнение жителей города и прихожан храма Николы Мокрого, представителя застройщика. Вопрос остался открытым.
– В Ярославле периодически происходят аналогичные случаи, когда при новом строительстве повреждаются либо сносятся памятники или исторические здания, когда не производится необходимых археологических изысканий, когда новое строительство ведется в уникальных и самых неожиданных местах. С чем, вы считаете, это связано?
– Да, к сожалению, такие случаи бывают. Главная проблема сейчас состоит в том, что существующие градостроительные регламенты в историческом центре в ряде случаев работают в интересах застройщиков, и корректировка ПЗО (проекта зон охраны памятников), осуществленная в 2011 году, практически узаконила все многочисленные нарушения регламентов, которые были допущены за последние 8 лет, в т. ч. при подготовке к 1000-летию Ярославля. 13 объектов в зоне ЮНЕСКО и буферной зоне объекта всемирного наследия вообще построены в ущерб историческому облику города. Также нарушения часто связаны либо с безграмотностью владельцев этих земельных участков (люди не знают законодательства), либо люди просто не читают те обременения, градостроительные планы земельных участков (ГПЗУ), которые им выдаются, и не хотят их выполнять. Вот еще один пример: по колокольне при Успенском соборе ситуация непонятая. Было написано много писем и открытое обращение в различные высокие инстанции. Но от всех пришли ответы, что проект колокольни на рассмотрение до сих пор не поступал, его никто не видел, и поэтому определить высотность объекта не представляется возможным. Это странно, т.к. на сайте правительства области сообщалось, что губернатор принял решение о строительстве высокой колокольни (на 12 м выше исторической), что противоречит законодательству. Вселяет надежду лишь ответ Минкультуры, что этот вопрос находится у него на контроле. Увы, сегодня статус объекта всемирного наследия и достопримечательного места федерального значения, историко-культурная ценность территории в границах проекта зон охраны памятников не останавливает инвестора, хоть и ставит перед ним определенные препятствия. На мой взгляд, здесь вообще можно говорить о наличии некоей коррупционной составляющей. Если регламенты ПЗО с легкостью обходятся и корректируются в пользу инвестора, то как это назвать? При этом у нас из года в год не выполняются решения комитета всемирного наследия ЮНЕСКО по российским объектам, российское законодательство об охране наследия несовершенно, до сих пор никак юридически не определен орган, ответственный за сохранение российских объектов ЮНЕСКО, и не прописан механизм управления и контроля за состоянием и сохранением объектов ЮНЕСКО. Если ситуация не изменится, Ярославль в течение одного-двух лет просто «вылетит» из ЮНЕСКО.
Кроме того, в последние годы прослеживается ослабление контроля со стороны соответствующих инстанций и в результате многочисленные примеры незаконной реконструкции на памятниках в зоне ЮНЕСКО или «варварская реставрация» памятников. Один из последних примеров – уничтожение деталей великолепного лепного архитектурного декора, являющегося предметом охраны, на объекте культурного наследия регионального значения 19 века – Доме Ширяевой на Которосльной набережной, д. 6, а также незаконная надстройка 4 этажа на здании бывшей глазной лечебницы – региональном памятнике начала 20 века, с искажением формы крыши.
Справка
Ольга Александровна Мазанова родилась в 1961 году в селе Южно-Подольск Черлакского района Омской области. Окончила архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института имени Микояна. В Ярославле живет и работает с 1983 года. Участник архитектурных выставок. Проводила и персональные выставки живописи. В декабре 2007 года вступила в Союз архитекторов России.
источник
Поделиться
Комментировать