А он на краску больше тратит

В преддверии тысячелетия Ярославль преображается, хорошеет. Огромные деньги тратятся на ремонт фасадов. Тем более обидно, когда на свежевыкрашенных стенах появляются корявые рисунки – граффити.

– В основном стены расписывают подростки в возрасте от 12 до 17 лет, – рассказал хорошо знакомый с граффитчиками профессиональный художник, пожелавший сохранить инкогнито. – С одной стороны, они портят вид домов и улиц, с другой, если подростки увлекаются граффити – это лучше, чем когда они пьют пиво по подворотням. Ведь ребята хотят самореализоваться и таким образом заявляют о себе обществу. Разумеется, когда я говорю о том, что граффити – это уродство, я имею в виду только стиль «тег».
Есть опытные граффитчики, которые когда-то занимались в художественных школах, но не все же их заканчивали... Посмотришь на наши улицы – и кажется, что большинство «творцов» просто не умеют рисовать.
«Тегеры» – это любители граффити, не озабоченные ни смысловым, ни эстетическим наполнением своих настенных творений. Их задача – оставить как можно больше «автографов», часто непонятных никому, корявых и всегда бессмысленных. Единственная цель их работы: многократное повторение своих инициалов.
Другое дело – опытные граффитчики. Они рисуют сложные многоцветные композиции. Каждый имеет определённый стиль. И самое важное с точки зрения сохранения общей эстетики уличного пространства – чаще всего они рисуют в местах, специально отведённых для рисунков. Но, увы, таких мест очень мало, гораздо меньше, чем желающих разрисовывать стены и заборы. Поэтому и граффитеры-художники, как и «тегеры», рисуют, где попало. Их главная задача – оставить свой рисунок на труднодос­тупном, но находящемся в поле зрения окружающих месте.
Искусство граффитеров, далёких от бездумного «тега», уже имеет спрос, хотя и небольшой. Они выполняют работы на заказ, расписывая подъезды домов, магазинов, ресторанов, баров и кафе.
Многие не одобряют искусство граффити, особенно старшее поколение.
Но молодёжь, не обременённая особо строгой моралью, на мнение всех остальных ярославцев просто не обращает внимания, «тегеры» буквально бесчинствуют, чистых стен в городе всё меньше. Может быть, нужно объявить граффити войну, бороться?
По мнению заместителя начальника управления жилищного хозяйства ДГХ мэрии г. Ярославля Александра Владимировича Левтерова, ситуация выглядит следующим образом:
– С граффитчиками бороться очень трудно, они рисуют в любое время суток. Но бывают случаи, когда нам удаётся их поймать. И тогда им приходится возмещать ущерб и платить штраф. Сам я отношусь к рисункам лояльно, но только к тем, которые не портят внешний вид города. Конечно, нельзя поспорить с тем, что в Ярославле мало возможностей для уличного искусства, но это же не значит, что можно рисовать, где попало. Потому что при ремонте подобрать оттенок к цвету испорченной стены не всегда получается... А если походить по городу, можно заметить на стенах и нецензурные слова, что и вовсе недопустимо.
Итак, запретить тинэйджерам творить – физически невозможно. Во-первых, потому что их не поймать, часовых на всю ночь у каждой стенки не выставишь. А во-вторых, если и поймают, то только заставят выплатить мизерный штраф. А что такое для истинного фаната граффити пятьсот рублей? Да он на краску больше тратит...
Но неужели самим граффитчикам нравится их нелест­ная слава? Взять, предположим, здание Демидовского университета на улице Андропова. Не прошло и недели, как на приведённых в порядок стенах появилась безобразная мазня (верхний снимок). Вполне возможно, что горе-художники учатся в этом же университете. «Белый дом», например, в своё время по­ставил камеры наблюдения и теперь его хозуправление живёт спокойно и без проб­лем. Появляются камеры и на других офисных зданиях. Но не слишком ли это дорогая плата за чистоту стен?
Возможно, городским властям стоит подумать о том, чтобы ввести диких граффитчиков в организованное русло? А ещё нужно сделать больше развлекательных парков для молодёжи. Например, в Иванове, городе ничуть не более богатом, чем Ярославль, 33 площадки для скейт­бордистов. А у нас – только две. Не пора ли нам догнать Иваново?
Северный край
Поделиться
Комментировать