Фарзитдин Юсупов: «Вечером учимся историю, философию. Самое сложное - начертательная геометрия».
В техническом университете учатся студенты из разных стран: Туниса, Турции, Вьетнама, Китая, Приднестровья, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, того же Таджикистана. Но лишь отдельные представители. Впервые в этом году первокурсниками стали сразу 80 таджиков. В таком количестве иностранцев в вузе еще не видели.
Александр Ломов, ректор ЯГТУ: «По просьбе правительства Таджикистана, чтобы экспортировали культуру, знания, добрососедские отношения. Обратились к нам руководители Таджикистана, мы с удовольствием согласились. Комиссия съездила, тестирование провели».
В этом году благодаря таджикам в вузе справились с недобором последних лет. Хотя и без того цифры приема каждый год сокращаются. В этом году - 680 первокурсников. Преподаватели уже успели если не полюбить, то проникнуться симпатией к этим ребятам.
Сергей Моднов, помощник ректора по международным связям, преподаватель технологии машиностроения: «Следует отметить их трудолюбие, целеустремленность, настрой на мирное, дружелюбное сосуществование».
Абдусаттор Каримов: «Я закончил таджикско-турецкий лицей на отлично. Шанс был учиться за рубежом - в Польшу, Турцию, Россию. Я выбрал Россию. Надо стремиться, чтобы добиться».
С утра до позднего вечера таджики грызут гранит науки. Учеба для них сейчас - на первом месте. Когда заканчивается последняя пара и коридоры умолкают, в вузе остаются только таджики. Они продолжают учиться. Изучают русский язык.
У себя на родине ребята изучали русский язык по 6-7 лет, но знания у всех разные. Кто-то говорит бегло, а кто-то и понимает с трудом.
Ирина Шустина, преподаватель русского языка как иностранного: «Русский язык преподавали, вопрос - как. Задача - научить понимать речевые ситуации, адаптироваться к учебным, бытовым ситуациям, чтобы чувствовали себя комфортно в магазине, поликлинике, на вокзале».
Махфузе Якубовой русский дается легко. Девушка училась в русском лицее. В таджикском десанте всего две девушки. Что закономерно, ведь на востоке для дам главное - не карьера и образование, а семья. Махфуза - исключение из правил.
Махфуза Якубова: «Если понравится, останусь. Сейчас привыкла, подружилась. Группа дружная, помогаем, общаемся. Ради учебы...»
Живут таджики в обычной студенческой общаге. Уже обжились. Прикупили холодильник, ковер, другие мелочи. Ноутбуки тоже свои. Из национального - коврик для намаза и шапочка. К общей кухне привыкли.
Живут таджики на обычную российскую стипендию. 1200 рублей в месяц. Конечно, помогают родственники, причем не только ближайшие, но и весь клан. Ведь отправить чадо на учебу в Россию - почетно. Все ребята, по таджикским меркам, из семей среднего класса. У многих родители - местные чиновники или бизнесмены. Другое дело, что средняя зарплата в Таджикистане по нашим деньгам - несколько тысяч рублей. Но о родине говорят по принципу "или хорошо, или ничего".
«В 90-х годах гражданская война была, страна отстала от всего. Сейчас, слава Аллаху, все хорошо. Наша страна стремится ко всему новому».
Городской телеканал (Ярославль)