Бизнес на костях

  Третью неделю на форуме «Yarportal.ru» висит объявление: «Продам или обменяю зуб мамонта». Если верить комментариям, на реликтовую «диковину», якобы найденную на Волге, еще никто не клюнул.  

– А что с ним делать-то, с этим зубом?! – недоумевает заведующий отделом природы Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Дмитрий Власов. – У нас в музее останков мамонтов штук сто. Так что мы его покупать точно не собираемся! Ну еще зуб можно в школу отнести. Но какие на этом деньги заработаешь?!

В геологическом музее естественно-географического факультета ЯГПУ от доисторического эксклюзива тоже ломятся полки витрин, а все, что не влезло «за стекло», томится в шкафах в подсобке. Триасовые плауны, позвонки и ласты ихтиозавров и плезиозавров, мечехвосты... На приобретение древностей университет финансы почти не выделяет. Да и зачем?! Все, что есть в музее, преподаватели и студенты раскапывают сами во время полевых практик и экспедиций, а остальные экспонаты получают в дар от любителей.

– Только в витрине нашего музея – четыре зуба мамонтов. А в шкафах еще сколько! – восклицает кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры географии ЯГПУ Владимир Баранов. – Зуб или бивень мамонта – отнюдь не сверхредкое приобретение. Напротив, найти их несложно, поскольку, по мере того как зубы стачивались, мамонты их меняли. Чаще всего останки мамонтов находят бульдозеристы, которые разрывают гравийные и глинисто-песчаные карьеры. Кроме зубов у нас есть череп, кости мамонтов. Например, очень хорошую берцовую кость длиной около 80 сантиметров нашли на реке Печегде в Тутаевском районе. А три-четыре года назад ученик 43-й школы Ярославля принес нам коленный сустав мамонта.

Кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры географии ЯГПУ Дмитрий Киселев поясняет, что согласно Федеральному закону «О недрах» все, что найдено в земле, принадлежит государству. Однако находится немало желающих разбогатеть на костях мамонта. Как правило, ни в палеонтологии, ни в бизнесе такие чудаки не понимают.

– Чтобы сделать состояние на окаменелостях, надо не понаслышке знать конъюнктуру рынка и иметь связи по всему миру. При этом ценятся только уникальные образцы, – отмечает Дмитрий Киселев. – Помните из школьного учебника по биологии информацию о доисторической птице археоптериксе? Во всем мире найдено около 15 отпечатков скелетов с перьями! Немудрено, что они стоят свыше 10 тысяч долларов за штуку. Также ценятся более или менее целые скелеты и их скопления. Например, в Брянской области нашли целое стадо мамонтов. Тут уже не сохранность имеет значение, а чисто научные сведения, которые можно почерпнуть: сколько особей в стаде, чем отличаются молодые от взрослых.

В средней полосе, в том числе в Ярославской области, пригодных для продажи останков мамонта нет – климат не тот: теплый слишком. Вот на Севере – совсем другое дело. Там, в условиях вечной мерзлоты, останки доисторических животных сохраняются в наилучшем виде. Но даже в этом случае довезти тот же зуб до покупателя в целости и сохранности очень трудно. Стоит поместить реликвию в теплое помещение – и по ней сразу же поползут трещины. Чтобы через считанные дни древность не превратилась в кучку обломков, надо с умом регулировать температуру и уровень влажности. А откуда ж у дилетанта такие знания?!

"Ярославский Регион"

Поделиться
Комментировать