Зураб Церетели на выставке «Возможные миры» обещал подарить Ярославлю статую Екатерины II
1 октября 2016 ●
yarreg.ru
Для своей выставки «Возможные миры» Зураб Константинович выбрал филиал историко-культурного комплекса (ИКК) «Вятское».

А именно – «Музей современного искусства», который находится в Ярославле, в одной троллейбусной остановке от «Доходного дома Понизовкина». Такая вот в областном центре образовалась некрасовская сторонка.
76 работ – по числу автомобильного кода регина
Музей современного искусства создатель вятского ИКК Олег Жаров открыл в конце прошлого года, взяв под крыло многострадальный «Дом муз». Почти сразу Жаров заключил договор с Российской академией художеств, которую с прошлого века и возглавляет Церетели.
– Мы консультируемся с ними по поводу, каких авторов приглашать, – поясняет директор «Музея современного искусства», президент «Ярославского фонда развития культуры» Александр Орлов.– Уже три выставки мы проводим по их рекомендации.
Вначале музею прислали полотна московских концептуалистов – прошла выставка «Вокруг квадрата». Всем все понравилось – концептуалистам, ярославцам. Для второй выставки Церетели расщедрился на скульптора Дмитрия Тугаринова. А это, между прочим, мэтр: скульптор известен и в Европе, и в США, в Суриковке он возглавляет кафедру скульптуры и композиции.
Наконец Зураб Константинович решил приехать лично: и себя показать, и музей посмотреть. Мужик с юмором, с собой монументалист привёз 76 работ – по числу автомобильного кода Ярославской области.
– Работ немножко много собралось, – на публику решил слукавить Зураб Константинович. -–Я еще не все экспозиции прошел, не просмотрел, как выставку оформили. Пройдупосмотрю и вам скажу: понравилось или нет.
Вместе с ним в экскурсии участвовало несколько сотен человек: – никогда «Дом муз» не был еще столь посещаем.
Среди произведений церетелевской экспозиции были представлены: скульптура, живопись, графика. «Статуи» монументалист привез совсем небольшие, по пояс едва ли. Стенды были выше иных скульптур – такой вот контраст с ожиданиями.
– Один из основных принципов Зураба – творить каждый день, не взирая на невзгоды и болезни, – поясняет направленный экскурсоводом Кирилл Соколов. – Церетели рисует всегда, на разных клочках бумаги. Поэтому для выставки мы отмасштабировали работы так, чтобы они выглядели однотипно и не выделялись относительно друг друга.
Просители скульптур
– Сейчас у всех на уме разные вещи, – считает Зураб Константинович. – Я вот хочу сделать самую большую скульптуру. И чтобы люди сказали, что сделано хорошо.
Свою речь Зураб Константинович держал в плотном кольце пришедших на выставку поклонников, политиков, деятелей культуры.
– Надо в Россию вернуть искусство. Если будет больше искусства, будет больше доброты, – заключил мэтр.
– Куда уж столько! – раздался выкрик с галерки.
– Критика тонизирует, – заметил Церетели. – Чтобы скульптуру правильно восприняли, надо знать, что и для чего создаешь.
Вместе с тем, Зураб Константинович высказался в том ключе, что утилитарный подход опасен. Как пример, он привел марксистский соцреализм. Скульптуру, картины старались подчинить сиюминутным политическим задачам:
– Из нас старались вытравить принцип «Искусство ради искусства». Теперь, по инерции, никто не хочет творить просто так. За деньги – пожалуйста. А между тем, именно наша культура объединяет народ. В ее числе и скульптура, наши музейные ценности.
За «музейными ценностями» сразу выстроился ряд просителей.
Экс-мэр Ярославля, депутат областной Думы Виктор Владимирович Волончунас поблагодарил Зураба Константиновича за «меценатство на тысячелетие города»:
– Помните, когда мы открыли Парк Тысячелетия, вы нам еще медведя с рыбой подарили? До сих пор стоит! Прижился, всеми любим. Есть у вас еще статуя Екатерины Второй. А одна из наших центральных улиц, Андропова, до революции имела название Екатерининская. И там, у госпиталя, есть маленькая такая площадочка, как раз под памятник. Не поможете восстановить историческую справедливость?
– Давайте, покажите место, – ответил мастер.
Вторым по настойчивости был журналист, книгоиздатель, краевед Антон Голицин – известный хотя бы как один из ключевых персон проекта «Библиотека Ярославской семьи». Просил Антон статую для Детской художественной школы имени Стомпелева.
– Действительно хорошая школа и педагоги, – пояснял он Церетели. -–Но у местных властей нет денег на благоустройство территории. Не могли бы вы подарить школе одну из своих скульптур, чтобы побудить местные власти сделать все-таки там благоустройство?
Учите кисть держать!
Зураб Константинович обещал подумать. И поделился своими наблюдениями:
– У меня в пятницу мастер-класс у детей. В субботу и в воскресение тоже буду с детьми работать. От детей я получаю огромное удовольствие, потому что индивидуальное отношение к предмету надо развивать. Большинство детей сейчас очень талантливые, очень активные и… На два мальчика в моем классе – шестьдесят девочек. Я и говорю родителям: не портите мальчиков. А то все настраивают: бизнес-бизнес-бизнес. Скоро некому будет кисть держать в руке. Ведите мальчиков в художественную школу! Здесь столько отличных невест…
В тот день на выставке Церетели в филиале ИКК «Вятское» было сказано немало теплых слов. А еще устно был обозначен ряд перспективных направлений сотрудничества: как с Российской академией художеств, так и с самим видным скульптором...
Говорили также, что Зураб Константинович снова посетит Вятское и даже, может, зайдет речь о скульптуре. Пока же директор Российской академии художеств сказал, что ему очень нравятся некрасовские места:
– Очень и очень!
Фото Алексея Сырцова предоставлено газетой «Районные будни»