Земляные валы преткновения

В областном департаменте культуры переполох. В рутинной кабинетной работе чиновники от культуры прозевали покушение на памятник истории и археологии XVII века - земляные валы в Ростове Великом. Только вмешательство Министерства культуры России приостановило археологические раскопки на территории валов, затеянные местным предпринимателем Андреем Востровым.

Дремлющий департамент


Как всегда в подобных ситуациях, тревогу забила общественность. Среди жителей древнего города еще немало людей, не равнодушных к его историческому прошлому, и в отличие от областных чиновников они готовы противостоять местным властям и бизнесменам в желании изменить облик города. В памяти горожан еще свежи события восьмилетней давности, когда именно общественность добивалась прекращения земляных работ на улице Маршала Алексеева, требуя согласования их с археологической комиссией. Только после письма президенту России Владимиру Путину по данному факту Ростовской межрайонной прокуратурой было возбуждено уголовное дело.


«Не замечать» разрушение памятников истории и культуры в Ростове - давняя традиция областной культуры, заложенная еще в советские времена, когда в 1978 году по инициативе обкома КПСС под снос попал Конюшенный двор. От полного разрушения уникальный памятник гражданской архитектуры XVII века, ровесник Ростовского кремля, спасла только телеграмма из Министерства культуры. Тридцать лет развалины Конюшенного двора представляли собой жалкое зрелище, а с недавних пор в их восстановление вкладываются миллионы рублей!


В 1989 году жертвой «дикой» реставрации чуть не стал Гостиный двор, построенный в Ростове одним из лучших архитекторов начала XIX века Авраамом Ивановичем Мельниковым. Тогда старинные колонны на северном фасаде здания сносились бульдозером, а на их месте возводились новые.


В 1996 году опять же под благим предлогом возрождения Ростова Великого город навсегда потерял уникальные деревянные постройки на Перовском переулке, 4, и улице Московской, 15, переданные благотворительному фонду. Затем сгорел старинный двух­этажный дом на улице Ленинской, 19. И этот скорбный список утрат можно бы продолжать и продолжать.


Даже в год славного 1150-летия Ростова Великого, 23 марта 2012 года, сгорел Большой земский дом на улице Коммунаров. И теперь одно из красивейших зданий гражданской архитектуры XIX века, принадлежавшее купеческому роду Кекиных, из-за нерадивого арендатора уже второй год напоминает развалины военной поры. А департамент культуры снова в стороне.


ПРЕДПРИИМЧИВЫЙ БИЗНЕСМЕН


Но на этот раз объект культурного наследия федерального значения благодаря вмешательству Министерства культуры удалось отстоять. На совещании в Ростове московские эксперты потребовали не только запретить археологические раскопки, но и привлечь виновных, осуществляющих их с грубыми нарушениями требований федерального законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, к административной ответственности. Материалы переданы в органы внутренних дел для проверки наличия в их действиях состава уголовных преступлений.


Но это не все. Исполняющей обязанности руководителя департамента культуры Марине Васильевой предложено привлечь должностных лиц департамента, допустивших сложившуюся в Ростове ситуацию и не принявших оперативных мер по ее разрешению, к дисциплинарной ответственности. Глава департамента заверяет, что выводы сделаны, оптимальные пути решения проблемы найдены, винов­ные лица понесут ответственность. Выходит, что, как в старину, пока гром не грянет - мужик не перекрестится. Но ведь при таком отношении к культурному наследию, которое в Ярославской области практически на каждом шагу, можно не то, что земляные валы проспать, а и что-либо посущественнее.


Однако предприниматель Андрей Востров не удовлетворен итогами совещания. Он уверен, что действовал в рамках закона, и готов обжаловать принятое решение.


Право на аренду этого земельного участка в центре Ростова он вы­играл на торгах в 2001 году. С тех пор сменилось несколько глав района и мэров города. Все они красиво говорили о возрождении древней Ростовской земли и поддержке малого предпринимательства. В 2006 году Андрей Востров подал заявку на использование земельного участка под строительство торгового здания.


Участок был поставлен на кадастровый учет, с предпринимателем заключен договор аренды. Департамент культуры поставил перед застройщиком условия, чтобы новое здание не отличалось по архитектурному стилю от соседних, не превышало их по высоте. Но по представленному на согласование проекту новостройка оказалась двухэтажной да еще и в стиле модерн.


Тем временем застройщик заключил договор с ООО «Ивановская археологическая экспедиция» для проведения исследования культурного слоя в месте строительства - и работа закипела.  


ЗАБЫТЫЕ ЗЕМЛЯНЫЕ ВАЛЫ


В советские времена земляные валы были одним из объектов осмотра туристов во время обзорной экскурсии по городу «Знакомьтесь, Ростов!»  В хорошую погоду автобус останавливался возле церкви Вознесения, и по проторенной тропке экскурсанты поднимались на большой вал, с которого просматривалась вся северная часть земляной крепости.


Экскурсовод рассказывал гостям города о строительстве оборонительных фортификационных сооружений в виде земляных валов, возведенных в 1631 - 1633 годах для защиты Ростова от внешних врагов. Строительством земляной крепости «бастионного начертания» руководил военный голландский инженер Иоганн Корнелиус Роденбург, для простоты прозванный в городе Яном Корниловым. Как свидетельствуют архивные записи, в Ростове «начали делать огород земляной тремя городами: Ростовом, Кинешмою, Пошехоньем, а работников было: пеших 1000 да конных 100, а землю на огород возили тележками на одном колесе, а конные телеги были деланы на двух колесах, ящики на ветлугах; а мастера были немцы, а делали три лета».


Тяжело давалась крепость, опоясавшая Ростовский кремль со всех сторон. Долговременные оборонительные ограды из земли и рвов, представляющие собой по форме «девять полигонов» протяженностью две с лишним версты, усиливались по большому валу деревянным тыном, а в местах проезда - башнями с мостами. Но, увы, мощные укрепления так и не были использованы по своему прямому назначению и вскоре пришли в негодность, требуя ремонта.


Принимая город в 1676 году, воевода Татищев запишет: «Городового и никакого наряду, и тайников, и в них воды, и пороховой и свинцовой казны... нет». Спустя еще несколько лет ров с водой окончательно обмелеет, а через триста лет и вовсе превратится в грязную ливневую канаву. Значительно, чуть ли не втрое от первоначальной высоты, осядет большой вал, некогда скрывавший купол находящейся за ним церкви Вознесения, что уж говорить о подвалке, который местные жители когда-то растаскивали на подсыпку расположенных у его подножия огородов.


В новом веке о городской земляной крепости и вовсе забыли. И вряд ли когда вспомнили, если бы не раскопки, предпринятые Андреем Востровым. Тут, как говорится, забили во все колокола. Хотя пройди по улице Карла Маркса метров сто - и натолкнешься на продающийся долгострой, который вплотную подступает к границам земляной крепости. Рядом красуется уже построенное здание из красного кирпича. А по самому валу, позади спорного участка, тянется паутина газопровода!


Золотое кольцо

Поделиться
Комментировать