Ярославский художественный продолжает серию пресс-показов, посвященных 90-летию Музея

18 ноября в 15.00 в Митрополичьих палатах (Волжская набережная, 1)  состоится Пресс-показ, посвященный экспозиции древнерусского искусстваМузея, открытиям реставраторов.


Экспозиция древнерусского искусства, расположенная в бывших Митрополичьих палатах (редкий памятник гражданской архитектуры XVII века) представляет уникальное собрание иконописи XIII-XVII вв. Среди шедевров "Спас Вседержитель" XIII в. и редчайшие подписные иконы художников XVII в. – Гурия Никитина, Семена Спиридонова Холмогорца, Федора Евтихиева Зубова.


Предъюбилейный пресс-показ представит историю реставрации двух уникальных памятников иконописи, сегодня представленных в постоянной экспозиции:
•    Икона «Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах». Первая четверть XV века.
•    Икона «Воскресение с Сошествием во ад». Конец XVI .
А также в преддверии празднования тысячелетия города вы увидите памятники древнерусского искусства, в которых отразилась история Ярославля и значимые события России.
Икона Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах, написанная в XV веке,  обнаружена в 1979 году, во время экспедиции в одном из разрушенных храмов Ярославской области. Тогда и начался долгий, длиною почти в 30 лет, путь к возрождению памятника. Пробная расчистка была выполнена в 1979-1981 реставратором ЯХМ Ларисой Дмитриевной Рыбцевой. Раскрыта икона в 1999-2001 гг., во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (Москва) реставратором Натальей Васильевной Дунаевой. Столь долгий путь спасения памятника XV века не случаен. Объективные трудности реставрации были связаны с долгим процессом укрепления досок и снятием нескольких слоев позднейших записей. В процессе реставрации было обнаружено, что при записи была изменена композиция средника. Древний крупный лик Николая Чудотворца был записан в XVIII в. фигурой святителя в рост. При реставрации было совершено расслоение живописных слоев: запись XVIII столетия была аккуратно снята и перенесена на новую доску. Реставратор Н.В. Дунаева совершила воистину ювелирную работу. Находясь в процессе реставрации, икона экспонировалась на Триеннале "Реставрация музейных ценностей в России" (Москва, 1999 г.), а также на выставке "Русское искусство из собраний музеев центральной России" (Москва, 2000 г.), как образец реставрационного мастерства. Икона "Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах" первой четверти XV в. опубликована в каталоге выставки "Русское искусство из собраний музеев центральной России" и каталоге собрания икон Ярославского Художественного музея (т.1,  2002 г.).
Уникальная икона XV века в 2007 году заняла достойное место в постоянной экспозиции древнерусского искусства в Митрополичьих палатах. Эта восьмая икона XV века в собрании Ярославского Художественного музея. Все они в постоянной экспозиции музея.
Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, живший в IV веке, – самый почитаемый на Руси христианский святой. В житии святителя Николая присутствуют и чудеса, совершенные им на Руси. Защитник детей, вдов, невинно пострадавших, девиц-бесприданниц, Николай-угодник считается покровителем путешественников, мореходов и рыбаков. Путешествовавшие по России иностранцы замечали, что русские воздают Николаю едва ли не божественной поклонение. Ни одному угоднику на Руси не посвящали столько церквей, сколько Николаю Чудотворцу. В храмах Ярославля в его честь было освящено 16 престолов.
Икона «Воскресение с Сошествием во ад», написанная в конец XVI века – уникальный памятник из собрания музея, ставший настоящим открытием.
Взаимоотношения памятника и реставратора завязались давно и складывались интригующе. В 1977 г. Митрополичьи палаты были переданы под экспозицию древнерусского искусства Ярославского художественного музея. На чердаке здания главный хранитель музея Т.Л. Васильева и реставратор А.Н. Клячина обнаружили нескольких десятков икон, прибитых к полу ликами вниз. В их числе была представляемая икона «Воскресение с Сошествием во ад». Сотрудники музея предположили, что в таком состоянии иконы находились несколько десятилетий. Вероятно, это была единственная возможность спасти их от уничтожения в 1920-е гг. Часть найденных икон поступила в музейное собрание. В настоящее время идет процесс реставрации этих памятников, среди которых выявляются подлинные шедевры. Выставка «Обретение», приуроченная к празднованию тысячелетнего юбилея Ярославля, представит зрителю все спасенные произведения.
На иконе представлен редкий иконографический извод сюжета «Воскресение с Сошествием во ад». В XVI в. эта композиция только складывалась, и перед нами — один из вариантов ее формирования. Иконографическая схема, ставшая каноном, сложилась только через сто лет и принадлежит ярославским мастерам.
Впервые произведение опубликовано в 2008 году в Каталоге икон XVI-XIX вв., отреставрированных Александрой Николаевной Клячиной.
Реставрация каждого произведения иконописи иконы начинается с удаления поверхностных загрязнений, затем удаляется потемневшая олифа и поздние поновления. Сложнейший процесс раскрытия авторской живописи может длиться несколько лет, но результаты превосходят все ожидания. Открытый памятник предстает в первозданной красоте.
Каждый этап работы реставратора фотофиксируется: сохраняется общее изображение произведения под записью, ведется съемка отдельных фрагментов на всех этапах реставрации. Собранные сведения составляют реставрационный паспорт. Это —требование музейной реставрации, целью которой является не только раскрыть памятник, но и сохранить память об истории иконы.
ПРЕСС-ПОКАЗЫ ЯРОСЛАВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОСВЯЩЕНЫ ЮБИЛЕЮ МУЗЕЯ, И В ПРЕДДВЕРИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ГОРОДА, МЫ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ТАКЖЕ  ВАМ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА, В КОТОРЫХ ИКОНОПИСЦАМИ ПОКАЗАН НАШ ГОРОД И ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ.
Сайт Музея: http://artmuseum.yar.ru
Поделиться
Комментировать