Вдохновение дышит построчно: встреча с Евгением Коноваловым

16 ноября в 16.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошел творческий вечер поэта и литературного критика Евгения Коновалова.

В качестве заголовка этого материала взята строка из стихотворения Евгения Владиславовича, в котором поэт размышляет о том, что есть творчество, где его истоки, что значит — быть поэтом, когда каждая мелочь важна:

Мелочь, мелочь — и мелочи этой
доверяться играя. Не то —
сумасбродная вера поэтов
обернётся святой глухотой.

dsc_0935

Но прежде чем слово передали гостю, директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова провела своего рода экскурсию по сайту Е. Коновалова. Акцент был сделан на представленные там фотографии книг Евгения Владиславовича и отзывы на его творчество.

dsc_0959dsc_0957

— Сайт, как вы обратили внимание, активно пополняется. У Евгения Коновалова есть страницы в социальных сетях, которые также не остаются долго без новостей. Очень грамотный подход — и с точки зрения наполнения, и с точки зрения технического  оформления. Дело в том, что наш гость — не только поэт, но и математик, педагог. Имеет степени бакалавра и магистра прикладной математики и информатики, кандидата физико-математических наук. А с 2007 года преподает в Ярославском государственном университете, являясь доцентом кафедры компьютерных сетей, — отметила С.Ю. Ахметдинова.

dsc_0965

Евгений Владиславович сразу предложил построить встречу в необычном формате: сперва он читает подборки своих стихов различных жанров, затем — выдержки из критических статей, посвященных литературному процессу в нашей стране и мире, после чего отвечает на вопросы.

— Эти трехчастия предлагаю повторить тоже трижды — закольцевав, так сказать, композицию нашей встречи. Ну, а потом, в конце вечера, желающие могут получить автографы, конечно.

dsc_1003dsc_1088
В ходе вечера звучали стихи философские и лирические; трудные для восприятия, наполненные глубокими раздумьями и сложными словесными конструкциями, библейскими образами — и легкие, почти воздушные в своей простоте.

dsc_1080

Вот только что автор разговаривал с одним из верховных ангелов — Рафаилом о судьбах мира, а вот он уже совсем иной:

Я купил пять цветов,
хризантем,
заплатил пять камней,
а затем

над вечерней рекой,
у перил,
первым встречным букет
раздарил.

dsc_1074

То и дело Евгений Коновалов переходил от поэзии к прозе — как и обещал, знакомя участников встречи со своими литературоведческими статьями, которые публикуются в таких изданиях, как «Вопросы литературы», например.

dsc_0986

— Для этого журнала я писал по заказу редакции статью, которая, сказать честно, наделала много шума. В ней шла речь о ярославской литературе и литераторах. Кое-кто даже грозился подать в суд…

dsc_1045

Еще одна статья, вокруг которой тут же завязалась дискуссия в зале — это совсем свежий материал из московского же журнала «Арион» — «Язык поэзии в смутное время». А разговор у слушателей пошел вокруг мнения, что постмодернизм уже изжил себя и теперь что-то грядет, но что? Очередной «-изм» или все рухнет?

dsc_1064

— Вы спрашиваете: а что дальше? Кто-то объединит ручейки в единый поток или все они пересохнут? Можно ли управлять поэзией? Мне кажется, что это станет понятно только с течением времени. К сожалению, с приходом Интернета процесс отсеивания, естественного отбора деградировал. Информационное поле препятствует забвению плохих поэтов.

dsc_1061

— Возможно, сейчас как раз рождается какой-то новый критерий отбора? — поинтересовались из зала.

dsc_1053

— Возможно. Нам следует меньше заострять внимание на формальных каких-то деталях — вроде глагольных рифм. У Мандельштама были такие рифмы — он что, не поэт? Поэт, причем оказавший огромное влияние на развитие поэзии вообще. К слову, в Серебряном веке русской поэзии я для себя выделяю как раз Мандельштама, а также — Пастернака, Ходасевича. В веке Золотом — Пушкина, Баратынского и Тютчева.

dsc_1033

Е. Коновалов поделился и личным списком лучших современных поэтов,  познакомил слушателей со своей новой статьей «Поэт и миф. Борис Рыжий», готовящейся к печати, прочел стихотворение памяти этого поэта, к сожалению, уже ушедшего из жизни.

dsc_1056Еще одна тема, о которой спрашивала публика и о которой Евгений Владиславович говорил довольно много, — это классификация современной поэзии, те самые пресловутые «-измы».

dsc_1029

— Я бы выделил «актуальную поэзию», «неонатурализм» и «бытовую поэзию». Первые, как мне кажется, даже звучат абсурдно, ибо поэзия всегда актуальна. Вторые намеренно эпатируют публику, используя обсценную лексику. Третьи — стараются уходить от сложного, намеренно сводя все на бытовой уровень. Маятник качнулся от химер постмодернизма к вот такой поэзии. Понятно, что всё это условные категории, кроме того, настоящие, большие поэты — они вне направлений. Более того, сейчас у нас и направлений-то нет, это скорее лагери, которые между собой уже давно ни за что не борются, замыкаются в своем тесном кругу, среди своих. В общем, неудивительно, что «читатели выбирают классику — и поделом!».

dsc_1047

Кто-то в зале заметил, что уж очень мрачная, безнадежная картина рисуется от слов и стихов гостя. На это Евгений Владиславович ответил, что трагедию в надежду превращает акт творчества. Его поддержали слушатели, добавив, что этим актом творчества может быть и умение слушать, вслушиваться в поэзию, умение понимать и воспринимать ее — слухом, глазом, сердцем и душой.

Елена Белова, сотрудник ЦБС.

dsc_1009 dsc_1017 

 

Поделиться
Комментировать