«В жёлтой жаркой Африке»
20 января 2017 ●
gazeta-rybinsk.ru
Вышел в свет фотоальбом известного рыбинского фотографа Юрия Черных «Эфиопия. Долина реки Омо».
В нем более 250 фотографий, сделанных во время путешествия в одно из самых необычных мест на планете – в гости к племенам, у которых неведомым образом сохранилась архаика жизненного уклада. Фотографии сопровождаются рассказом о путешествии, изобилующем подробностями, любопытными наблюдениями и яркими впечатлениями.
23Автор фотоальбома Юрий Черных –создатель и руководитель НПО «Криста». Это рыбинское предприятие входит в число ведущих отечественных разработчиков интегрированных информационно-аналитических систем. Фотографией Юрий Черных занимается много лет, ориентируясь на мастеров фотоискусства конца 19–начала 20 веков, прежде всего, пионера цветной фотографии в России Сергея Прокудина-Горского. Предметом его интереса являются, прежде всего, люди в характерных для них жизненных обстоятельствах. Юрий Алексеевич является участником международных и всероссийских фотовыставок. Его масштабная персональная фотовыставка состоялась в минувшем году в Рыбинском музее-заповеднике. Фотографии Юрия Черных находятся в российских и зарубежных частных коллекциях. В 2014 году был создан альбом «По холмам задремавшей Отчизны». В нем более 300 фотоснимков Юрия Черных, сделанных в российской провинции. Теперь любители фотоискусства и поклонники таланта автора получили новый подарок.
Предваряя свой фоторассказ, автор пишет: «Африка – земля бесчисленных загадок, влекущая любителей экзотики со всего света. История моего путешествия на этот континент, состоявшегося в августе 2013 года, – это рассказ туриста, примкнувшего к маленькой группе фотографов из разных стран. Я отправился на юг Эфиопии, в долину реки Омо, с желанием больше узнать о жизни людей, непохожей на нашу. За три недели пребывания в Африке мы посетили три племени: каро, хамер и мурси. Каждое из них по-своему самобытно. Сделанные мной фотоснимки позволяют представить, как люди веками жили на этой земле, и понять, что привнесла в их быт цивилизация».
Собственно, в этих словах изложена суть авторского замысла. В альбоме три раздела, каждый из которых посвящён одному из племён. Серии фотоснимков предваряются небольшими рассказами о передвижениях по Африке и племенах: их внешнем облике, характере, местах и условиях жизни, чертах быта, верованиях, традициях. Многие фотографии сопровождаются текстовыми зарисовками-иллюстрациями, позволяющими лучше понять зафиксированные фотообъективом «жизненные сюжеты». Вот женщина племени каро, которая вопреки сохранившейся до сего дня жестокой языческой традиции отказалась принести в жертву своего младенца и стала изгоем среди соплеменников. Вот крепкий красавец каро беззастенчиво водрузил на спину своей беременной жены огромный мешок с зерном, полученным в качестве гуманитарной помощи: у аборигенов всю домашнюю работу выполняют женщины, а мужчины, как царственные львы, лениво наблюдают за происходящим; в лучшем случае, вооружившись автоматами Калашникова, охраняют скот. Вот затейливо нарядившиеся мужчины-хамеры прохлаждаются, что-то бойко обсуждая, в местной пивной. Вот несколько человек мурси поймали корову, с помощью лука и стрелы пробивают на её шее артерию и собирают кровь в плошку из высушенной тыквенной кожуры: в этом племени принято пить свежую кровь животных, однако берут её понемногу, поскольку коровы дороги. Вот пастухи гонят огромные стада на водопой, а вот голодный крокодил, лежащий на берегу реки с открытой пастью в ожидании скорой добычи… На фотографиях Юрия Черных, с одной стороны, показана непривычная для российского глаза дикая африканская жизнь, с другой стороны, фотограф стремится понять этих людей, найти в них что-то близкое, внутренне схожее с нами. Возможно, именно поэтому некоторые снимки, сделанные в долине реки Омо, перекликаются с работами фотографа, сделанными в родной глубинке.
9Все вошедшие в альбом фотографии интересны с художественной точки зрения: отличаются композиционной стройностью, богатством, гармоничностью и выдержанностью цветовой палитры, внутренней динамикой, сочетающейся с лиризмом и мягким юмором — фотограф с удовольствием отмечает забавные моменты своего пребывания в гостях у туземцев. На снимках Юрия Черных они не всегда приветливы и спокойны, но в большинстве вполне миролюбивы, а зачастую и дружелюбны. При просмотре альбома складывается ощущение, что это та самая, заветная для десятков поколений европейских интеллектуалов жизнь в полной гармонии с природой. Однако автор делает другой вывод: «Во время путешествия по долине реки Омо у меня было ощущение дисгармонии. Патриархальная жизнь в этих местах, о которой в красках вещают туроператоры, на самом деле сохранилась лишь внешне. Африканские племена уже давно живут с мыслью, что большой мир от голода им умереть не даст, а потому не имеют особого желания трудиться. Другой жизни они не видели. Возможно, поэтому я на своём пути не встретил ни одного человека, выглядящего несчастным». Мы же, следуя за автором фотоальбома, знакомимся с землёй на границе цивилизации, вновь с удовольствием вспоминаем гумилёвского изысканного жирафа и расширяем внутреннее пространство культурных кодов – что может быть приятнее, господа?
Лиана Гаврилова