В Ярославле в храме Николы Надеина реставраторы обнаружили уникальные фрески XVII века

До сих пор росписи были под слоями более поздней живописи; раскрыв штукатурку, специалисты совершили научное открытие: этот храм с самыми ранними для Ярославля фресковыми росписями - фресками первой половины XVII века


В Ярославле в храме Николы Надеина реставраторы обнаружили уникальные фрески. Сейчас идет кропотливая работа по их восстановлению.

Это почти хирургическая операция - с помощью скальпеля художники-реставраторы спасают жизнь фрескам первой половины XVII века. До сих пор росписи находились под слоями более поздней живописи. Раскрыв штукатурку, специалисты совершили научное открытие: этот храм с самыми ранними для Ярославля фресковыми росписями.



Светлана Блажевская, заместитель директора музея-заповедника:
- У нас много XVII века, но все это после 1650 года, а это 1641 - он один такой, один!
Храм Николы Надеина - действительно единственный и неповторимый. Церковь, построенная на деньги купца Святешникова, задумывалась не просто как приход, а как памятник архитектуры и истории.
Светлана Блажевская, заместитель директора музея-заповедника:
- Строили в 1620 году. Это первый в России, тогда еще не было слова "Россия", было слово "Русь", - первый храм, построенный после смуты вообще на Руси.
Царские врата по эскизам основателя первого русского театра Федора Волкова - уникальная резная сень над престолом и даже мрамор, правда, вот в таком, древнерусском, исполнении.
- В нишах обычно была или просто покраска, или травный орнамент. А здесь под мрамор. Вот представление о мраморе у древнерусских живописцев было такое.
Это уже отреставрированная алтарная часть. Чтобы сюжеты библейской истории предстали в первозданном виде, реставраторы по миллиметрам счищают более поздние слои. Спасать живопись приходится в буквальном смысле. Реставратор сначала вытаскивает обвалившиеся фрагменты штукатурки.
- Разваливается, можно сказать, то есть пошли трещины конструктивные. Будем забивать клинья, вот один забили.
Укрепляет кладку, потом, как пазл, собирает утраченные фрагменты уже на стене. Где оригинальная живопись, а где роспись XIX века - специалисты определяют не только на глаз, но и на ощупь.
Анна Чижова, художник-реставратор:
- Авторская штукатурка, она известковая по составу, и древние мастера ее тщательно заглаживали с помощью влажных овечьих шкур, и поэтому она имеет очень гладкую поверхность в отличие от более поздних, фактурных.
За 3 века живописное убранство храма менялось, как минимум 3 раза. С прошествием времени краски становились ярче, а библейские образы приобретали черты современников. Музейные работники мечтают об одном - сохранить наследие полностью.
Светлана Блажевская, заместитель директора музея-заповедника:
- Может быть, мы когда-нибудь доживем до того времени, когда реставраторы научатся расслаивать и монументальную живопись, потому что XIX век - он тоже для нас, ведь правда, интересен.
ТВ ЦЕНТР
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать