В Ярославле на камерной сцене Волковского — премьера «Москва-Петушки»

На камерной сцене театра имени Волкова играют премьеру. Поэма в прозе Венедикта Ерофеева Москва-Петушки, написанная в конце 60-х, культовая книга интеллигенции советского периода.
Десятилетия она была под запретом и распространялась в самиздате. Сейчас переведена на двадцать языков мира. На Волковской сцене путешествие из Москвы в Петушки поставил молодой столичный режиссёр Денис Азаров, уже известный ярославскому зрителю по спектаклю Бред вдвоем. Поезжай, поезжай в Петушки! позвала судьба. Не путешествие. Скорее бегство. Через станции Серп и Молот, Чухлинка, Реутово, Железнодорожная, далее со всеми остановками, кроме Есино. 125 километров пути, их пешком нелегко одолеть, да и на поезде проехать непросто. Лирический герой поэмы, Веничка - псевдо прообраз автора - то ли запойный интеллектуал, то ли интеллектуальный алкоголик. В конце пути его ждет спасение и радость в образе любимой женщины и пухлощекого сына. Кирилл Искратов, актер театра имени Федора Волкова: На самом деле, я впервые прочитал это произведение, только когда стал с ним работать. На данный момент, вот сейчас выходить к зрителям, я, наверное, лучшего произведения в своей жизни не читал, которое так бы тронуло, в котором было бы столько боли, столько одиночества. Художественная идея спектакля минимализм. Ничто не должно отвлекать от текста, приправленного советскими газетными штампами, цитатами из библии и мировой литературы. Остановки по пути следования обозначены ящиками. От электрички остались деревянные скамьи, на которых 2 часа будут трястись и зрители. Некоторые обнаружат на сиденьках вещи, забытые предыдущими пассажирами. А еще - около двух сотен пустых бутылок, собранных по всем друзьям и знакомым, часть привезена художником из Москвы. Дмитрий Горбас, художник: Почему арена, - потому что это очень откровенная история. И очень хотелось сделать это максимально близким к зрителю, и связать зрителей с актерами. То есть попытаться максимально близко, буквально глаза в глаза, донести эту сложную историю. Герой поэмы видится себе человеком высококультурным, с которым ангелы разговаривают, а Бог слушает его просьбы и торопится исполнить. Но чем дальше от Москвы, тем причудливей искажается окружающий мир, в нем встречаются и сатана, и сфинкс. Джемпер-олипийка, шапка-петушок, треники с вытянутыми коленками, портфель типа дипломат приметы эпохи. Русская душа разворачивается в пляске под психоделический рок Джимми Хендрикса, рок-н-ролл Элвиса Пресли, Satisfacshion от культовых Роллингов и популярную в 60-70-е Song Alabama из репертуара The Doors. Этот спектакль - не трагедия и не комедия. Электричка - модель общества. Венедикт Ерофеев, по его признанию, хотел на 50-ти страницах написать что-то такое, чтобы хорошим людям стало весело, а потом на 10 страницах такое, чтобы хорошим людям стало грустно. Денис Азаров, режиссер: Постоянное движение в Петушки это постоянное движение к какому-то счастливому завтра. Мы все говорим ну, завтра будет все по-другому. А по-другому не будет никогда. Там есть потрясающие слова. Вот это пьянство, которое на протяжении всей книги, постоянно они едут и пьют, в финале очень здорово объясняется. Все мы пьяны, каждый только по-своему: кого-то вырвало, а кто-то только собирается, кому-то весело, а кто-то плачет. Премьеру спектакля предворял конкурс афиш. Участниками стали самодеятельные и профессиональные художники не только из Ярославля, но даже Архангельска и Екатеринбурга. Присланные на конкурс афиши составили выставку. Работы победителей уже размещены на программке спектакля и официальной афише. 
Городской телеканал
Поделиться
Комментировать