Героиня Анны Ткачевой напоминает «Интердевочку» Елены Яковлевой: дорвавшись до сытой жизни, не знает, что делать с ней и нелюбимым мужем, а от одиночества начинает кидаться на стены. Наташа нервно наворачивает оливье, в нарастающей истерике буквально запихивает в себя еду, давясь и выплевывая обратно. Название знаменитого салата совсем не случайно совпадает с именем престарелого мужа – Оливье. В общем, аллегория ясна. В разыгравшемся припадке миска с салатом, за ней графин, тарелки, стакан – все летит в стену, бьется вдребезги и рассыпается по сцене.
Кто-то из публики инстинктивно уклоняется от «снарядов», другие ахают. Ну, из зрителей-то, надо сказать, никто не пострадал, а вот сама актриса в кровь порезала себе ноги…Так, спокойно, вспоминаем, что это лаборатория современного театра, а значит, эксперименты, стараемся опять вникнуть в происходящее.
Счастливым эмигрантам слова в этой пьесе не дали, перед зрителями сплошь несчастные люди. У 24-летнего Лео тоже семья и даже любимая дочка Ева. Герой Владимира Киммельмана носится по сцене, то судорожно затягивая галстук, то прикладываясь к рюмке, тут же укачивая ребенка и снова меняя галстук. Его герой мечется между домом и работой, и все бы хорошо, только иногда «бывает скучно и тоскливо». По поводу этого эмигранта моя одноклассница и школьный педагог строго заметила: «Вот этот совсем не несчастный и не одинокий. Обычный эгоист, скучно ему, видишь ли. Таких мужиков везде хватает». Так или иначе, созданный для эскиза буквально за несколько дней персонаж новичка волковской труппы Владимира Киммельмана, равнодушным никого не оставил. Впрочем, как и все остальные герои. Не всегда было понятно, из-за чего, собственно, они психуют – основной сюжет остался за кадром, акцент же, по словам режиссера, был на характерах, но делали актеры это настолько искренне, что все равно «цепляло».
Герою Сергея Яковлева тоже скучно и тоскливо, но уже настолько, что вслед за своей девушкой 24-летний Серж кончает жизнь самоубийством.
Еще одна жертва, поверившая в то, что «хорошо там, где нас нет», вынуждена работать официанткой и терпеть унижения от начальства. Не выдерживает. Возвращается в Москву. Там уже не официантка, а целый режиссер на киностудии. Правда, второй, вынужденный заниматься неблагодарной рутиной. Своих детей нет, потому как некогда. И вот героиня Александры Чилин-Гири уже тоскует о том, как работала нянечкой во французской семье. И там плохо, и здесь не хорошо.
По сути эскиз получился совсем не об эмиграции, а об одиноких людях, которые не могут найти свое место в жизни, где бы они ни находились. На протяжении всей пьесы они задают себе вопрос «Где я?». И, наверное, ответ на него относится в большей степени не к географии. Если речь и идет об эмиграции, то о какой-то внутренней. Люди, которые забыли или так и не поняли, о чем мечтали, «эмигрировавшие» от своих желаний, не способные ответить на вопрос «Где я настоящий?». Все эти летающие салаты и незапланированно порезанные ноги, конечно, сильно и даже перебор. Не должна постановка ассоциироваться в памяти в первую очередь с каким-то салатным недержанием. Но вот ответить самому себе вслед за героями на вопрос «Где я?», наверное, стоит каждому.
После того как с оливье и всем остальным было покончено, собравшиеся выясняли: так все-таки свалить или остаться?
Денис Азаров, режиссер: «У меня есть опыт жизни за границей. И я прекрасно понимаю, что приехать в ту же Германию, прожить там неделю, попить отличного пива и познакомиться со множеством приятных людей – это не то же самое, что остаться и жить в этой стране. Все не так просто. Чтобы жить в чужой стране, реализовать себя там, нужны определенные силы и способности. А если у тебя все это есть, так почему бы не использовать свои таланты в собственной стране?»
Владимир Майзингер, актер: «Моя семья: отец, мать – много лет назад переехала жить за границу. Поэтому я лишен многих семейных праздников, встреч. Но, конечно, приезжаю к ним периодически. И вот однажды, идя по улице в этой чужой мне стране, я, как актер, просто взял и представил, поверил, что я здесь теперь живу. И сразу подумал: ужас! Я же с тоски помру. Нет, ни за что!»
Александра Чилин-Гири: «Свалить. Можно много перечислять таких причин, как медицина, образование и т. д. Я вот работаю каждый день, но когда буду пенсионером, то стану одним из самых социально незащищенных представителей общества. У меня не будет денег, как у европейских бабушек и дедушек, чтобы ездить по городам и весям, путешествовать по миру. Это обидно».
Фото Виталия Вахрушева
источник