У НОВГОРОДЦЕВ ЗАЗВУЧАЛИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Сопели и брунчалки, жужжалки и щелкотухи – каких только музыкальных инструментов не придумал в разные времена мастеровой смекалистый русский народ. Да только кто бы сейчас о них знал, если бы не археологи да энтузиасты-знатоки средневековой культуры? Именно такие проживают в Великом Новгороде, они работают в Новгородском Центре музыкальных древностей, созданном несколько десятилетий назад Дмитрием Поветкиным, выдающимся реставратором берестяных грамот и музыкантом-гусляром.

Этот центр – первый и единственный не только в России, но и в Европе, где занимаются сохранением и реставрацией древних музыкальных инструментов, а также реконструкцией способов и приёмов игры на них. Дело, которому Владимир Иванович Поветкин посвятил всю свою жизнь, очень ценил академик Дмитрий Лихачев. Однажды побывав в Новгородском Центре музыкальных древностей в 1995 году, он оставил в гостевой книге такую запись: «Замечательная школа Поветкина играет и в нужное время будет играть свою роль в возрождении русской духовности».
Сейчас Центр возглавляет единомышленник и наследница дела Поветкина Наталья Николаевна Попова (сам Владимир Иванович ушёл из жизни два года назад). Она, профессиональный музыкант, рассказала, что многие музыкальные инструменты, такие как новгородские трещётки, вуялки, брунчалки, бубенчики разных веков, свистульки, были заново открыты и воссозданы Поветкиным по незначительным археологическим фрагментам, обнаруженным в ходе раскопок. Именно благодаря стараниям Владимира Ивановича Поветкина мы можем сегодня, в XXI веке, услышать, как звучат гусли, появившиеся десять веков назад.
На открытой лекции, которая прошла в музейных декорациях экспозиции «Слово о полку Игореве» (абсолютно аутентичных теме, лучше которых и не придумаешь) в руках сотрудника Центра Антона Каменского археологические музыкальные древности обрели голос, подчас удивительный и необычный. Так, если брунчалку (косточку с дыркой) раскрутить на верёвке, а потом аккуратно поднести её к горлышку пустого глиняного горшка, «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя». Так в старину на гулянье парни девок пугали, пояснил Антон. Поспешу успокоить рачительных хранителей музейных ценностей: все музыкальные инструменты Центра – это реконструкции, точные копии, оригиналы находятся в музейных коллекциях.
- У нас в Центре сохранились многие тысячи записей из новгородских и псковских деревень, но Поветкин никогда не хвастался тем, что он стал «первопроходцем», он всегда говорил, что именно находки археологов помогли вернуть людям утраченный национальный инструмент, - рассказала руководитель центра Наталья Попова.
Сегодня в Центре работает четыре специалиста, один из них Антон Каменский – археолог по образованию, играет на всех древних музыкальных инструментах, сам занимается реконструкцией-изготовлением новых инструментов по археологическим образцам.
Северный край
Поделиться
Комментировать