Тутаевская старина получила шанс на спасение

Документы территориального планирования исторического поселения города Тутаева утверждены с нарушением требований градостроительного кодекса, заключил департамент контроля, надзора и лицензирования Минкульта. Это ставит под вопрос законность каждой новой постройки в зоне охраны памятников, которую тутаевские чиновники в расчет не берут.
Федеральное ведомство проверило генеральный план и правила землепользования и застройки (ПЗЗ) Тутаева в ответ на обращение председателя районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Светланы Семеновой. Ее обращение стало реакцией на строительство гостиницы «Романов» в исторической части левобережного Тутаева.
Как выяснило Министерство культуры, документы территориального планирования исторического поселения не учитывают ограничения на строительство в границах зон охраны объектов культурного наследия. Документ, именуемый проектом зон охраны и неучтенный в генплане, имеет статус «Секретно», и секрет этот никому не раскрывается, даже вышестоящему ведомству – областному департаменту культуры.
«У нас нет в полном объеме проекта зон охраны Тутаева. Мы обращались в администрацию города, чтобы его получить, но они нам так и не предоставили этот проект», – говорит заместитель директора департамента культуры – председатель комитета историко-культурного наследия Станислав Пучков.
Чтобы оценить всю важность происходящего, надо понимать ценность пострадавшей от деятельности чиновников территории. Тутаев – небольшой районный городок с более чем семивековой историей, до революции именовавшийся Романовым-Борисоглебском. Город на две части поделен рекой Волгой. На ее холмистых берегах живописно разбросаны древние церкви, сквозь зелень видны старинные особняки. Пейзажи города вдохновили известного живописца Бориса Кустодиева на создание своих полотен. Уникальность облика Тутаева признана и официально: город является частью самого известного туристического маршрута России «Золотое Кольцо» и два года назад получил статус исторического поселения.
Впрочем, все это мало волнует чиновников, и они проводят свою градостроительную политику в ущерб культурной и исторической ценности древних городов. «Я не могу точно сказать, сколько объектов, разрушающих историческую среду города, построено в последнее десятилетие, но думаю, больше десятка, – рассказывает Светлана Семенова. – Набережная правого берега совершенно изуродована. Современные жилые дома, больше похожие на сараи, практически перекрывают вид на Воскресенский собор XVII века».
Письмо Министерства культуры, разоблачающее градостроительную политику тутаевских властей, по сути дает возможность оспорить нахождение каждой из таких неказистых новостроек. Казалось бы, после этого все они автоматически становятся незаконными, так как разрешения на их возведение выдавалось на основании документов, противоречащих федеральному законодательству, но надежды на это практически никакой нет. Областной департамент культуры, который должен следить за соблюдением законов в отношении памятников, не имеет на руках сенсационного заключения Минкульта, не имеет и министерских рекомендаций, чтобы исправить ситуацию. Без пинка сверху областная власть отчего-то не хочет навести порядок в своей вотчине.
«Хотелось бы, чтобы документ Министерства культуры к нам поступил, и тогда мы на него отреагируем. Если позиция Министерства культуры такова, что в документах не учитываются ограничения на строительство в границах зон охраны объектов культурного наследия, значит будем обращаться к тутаевским властям и обязывать их исправить нарушения».
На спасение наследия предков кинулись активисты-общественники, но их в измученном экономическими проблемами обществе мало. «Чтобы разобраться с каждым отдельным объектом, надо жизнь на это положить. У меня на это нет времени, у меня еще работа есть, я все-таки это делаю на общественных началах. А специалиста, который должен профессионально заниматься охраной культурного наследия, в Тутаеве нет, раньше был, но эту должность упразднили».
76RU
Поделиться
Комментировать