Театр идет в школу

Чем занимается актер после того, как отшумят аплодисменты, погаснут рампы и закроется занавес? По словам служителей Мельпомены, они не сидят сложа руки: кто-то отправляется в лес по грибы или отрывается на даче, кто-то готовит вкусности, чтобы угостить коллег на репетиции.
А некоторые идут… в школу.

Rybvesti_021Играя в детстве Крокодила Гену в драмкружке, я и мечтать не могла, что моим преподавателем может стать настоящий актер. Звезда, любимец публики сойдет с освещенных софитами подмостков и направится к детям. Рыбинским школьникам и студентам в этом отношении повезло: в театральных студиях и драматических кружках с ними занимаются «играющие тренеры» — артисты Рыбинского драматического театра. Встретить кумира в школьных коридорах Рыбинска  не редкость. Преподававшая в СОШ №29 Мария Сельчихина даже участвовала в городском этапе конкурса «Учитель года-2014», где завоевала приз детского (!) жюри. Дарья Кошелева, Николай Шишигин, Сергей Шарагин, Юрий Задиранов, Наталья Грацианова, Мария Калинич, Галина Райкова – все они охотно делятся со школьниками и студентами секретами профессионального мастерства: ставят пьесы, помогают развивать фантазию, творческий потенциал и речь.

Чему звезды подмостков учатся у детей?

У каждого из актеров свой путь к детям. Галина Райкова попала в педагогику на волне кризисных девяностых, Дарью Кошелеву возглавить театральную студию пригласила классная руководительница сына, Сергей Шарагин заменяет коллегу, ушедшую в декретный отпуск.  Кажется, в этих причинах больше воли слепого случая. Но это не так, ведь школа не место для случайных людей. «С детьми работают люди, одаренные бесконечным терпением, те, у кого есть желание поделиться своим теплом и накопленным жизненным опытом, — объясняет Галина Райкова, ведущая драмкружок в СОШ №32. — Преподавание для меня – это своеобразный тренинг, который позволяет держать себя в форме: и речь, и физическую форму».
Причины, приведшие в школу, разные, а повод оставаться там зачастую один: дети вселяют второе дыхание, вдохновляют, поражают непосредственностью реакций и силой эмоций, признаются артисты. «Я с огромным энтузиазмом занимаюсь с малышами. У нас идет обоюдная отдача – я учу их, они — меня. Учусь их непосредственности и светлому восприятию мира», — делится Николай Шишигин, преподаватель театральной студии в детской музыкальной школе № 7.
О том, что студия дарит мощный заряд положительной энергии, говорит и Дарья Кошелева, преподающая в студии «Арт-мастерская» школы №10. «Дети — это неиссякаемый фонтан неожиданностей! — не перестает удивляться актриса. — Нестандартное мышление, своеобразные поиски выразительности, внезапные креативные предложения — все это заставляет и меня развиваться вместе с учениками. Желание к каждому найти индивидуальный подход делает меня более чуткой и терпеливой».

Процесс важнее результата

Артисты в один голос говорят: процесс в их школьной работе оказывается намного значимее конечного результата — спектакля. «Мы не только разучиваем роли и придумываем костюмы. Я стараюсь избавить детей от комплексов, стремлюсь научить быть свободными и уверенными в себе, — рассказывает Сергей Шарагин. — Малыши часто непосредственны, но ревнивы и разобщены. Прививаю им мысль: мы все разные, каждый талантлив по-своему, в этом и есть  прелесть нашей жизни, а потому нет места конфликтам из-за мелочей. Мне удалось сплотить их общей идеей в работе над спектаклем – и это я считаю своим главным успехом».
Уроки музыкального театра ведет Николай Шишигин в ДМШ №7. Для него самое важное — чтобы ребенок раскрепостился, попробовал бы и петь, и танцевать. Кстати, в скором времени такой досуг будет доступен для мам и пап.
«В ДМШ №7 мы планируем взрослый набор в нашу музыкальную студию. Будем рады видеть тех, кого не устраивает скучный отдых у телевизора, кто хотел бы раскрыть себя, свои таланты – это возможно в любом возрасте!» — приглашает преподаватель.

В помощь начинающему оратору

Сегодня школьникам постоянно приходится выступать. Механическая зубрежка от точки до точки — в прошлом. Теперь дети – творцы и ораторы, они пишут и защищают доклады по всем дисциплинам – от окружающего мира до информатики. Не каждому публичные выступления даются легко, и здесь на помощь приходят занятия по театральному мастерству.
На занятиях в «Арт-мастерской» Дарья Кошелева делает  акцент на артикуляционную разминку и логику речи. «Есть дети, которые очень тихо говорят, и чаще всего это не физическая данность, а внутренний зажим, стеснение, — рассказывает актриса. — Специальные упражнения помогают стать увереннее».
Актеры делятся своим мастерством, по сути, выполняя огромную психотерапевтическую работу. Школьники признаются: после года занятий они стали увереннее в себе, теперь не страшно выступать на публике. Заметили перемены и учителя. «Их выступления разительно поменялись – будь то школьный доклад или конкурс чтецов. Язык тела стал точнее, речь выразительнее», — говорит Наталья Смирнова, учитель начальных классов СОШ №10.
У Галины Райковой своя специфика занятий – она учит детей рассказывать стихи. Ее воспитанникам  традиционно достается две трети призов в городском конкурсе чтецов «Молодые таланты». «Моя задача — научить ребят говорить и мыслить одновременно, сделать их речь осмысленной и выразительной, — объясняет Галина Михайловна. — Первый раз читаю я, расставляя акценты. Потом мы говорим о смысле стихотворения, так же, как актеры в театре разбирают пьесу. И я не тороплю ребенка быстрее выйти на сцену – стихи внутри должны созреть».
Галина Райкова работает с детьми более двадцати лет. В ее краеведческом театральном кружке в ЦДЮТЭ начался путь в театр рыбинских актеров Екатерины Талановой и Сергея Шарагина. Сегодня Галина Михайловна с удовольствием водит школьные экскурсии по бутафорскому и костюмерному цехам театра драмы, раскрывая детям тайны театральной истории. Познакомившись с артистами, примерив царскую корону и парик, заглянув за театральные кулисы, школьники, если и не станут преданными поклонниками театрального искусства, то будут грамотными зрителями: при просмотре пьесы смогут глубже погрузиться в ее мир, понять, сколько труда в нее вложено. С самого детства, как привычка к чтению, в них созреет уважительное, внимательное отношение к театру – и в этом заслуга их педагога-актера.
Автор: ЮЛИЯ ГАЛАНЦЕВА
Поделиться
Комментировать