«Сокровищам Ярославля» исполняется 10-ть лет
9 января 2017 ●
vesti-yaroslavl.ru
«Сокровищам Ярославля» исполняется 10-ть лет. Самые ценные, украшенные драгоценными камнями, экспонаты Ярославского музея-заповедника, готовятся к своему первою юбилею выставочной жизни.
В честь этого события для нашей съемочной группы открыли рукописное Евангелие и показали обратную сторону панагии 17-го века.
Прежде чем осмотреть выставку, каждый посетитель вынужден поклониться, но сделано это не специально, таким и был вход в монастырские кельи. А последние 10-ть лет здесь живут сокровища. Это те вещи, которые в 22-м году прошлого века были изъяты советской властью из храмов и монастырей. Они избежали отправки в Москву, переплавки в слитки, их не продали за границу и, в итоге, церковные ценности остались в фондах Ярославского музея-заповедника. Нина Грязнова увидела все эти сокровища в 75-м, когда стала главным хранителем.
«Вещи все были загрязнены, требовали реставрации, у многих были обломаны части. И только в 80-х у нас появилась возможность сделать у себя, как тогда говорили, золотую кладовую»,— рассказывает Нина Грязнова — старший научный сотрудник Ярославского музея-заповедника.
Реставрировали коллекцию несколько десятилетий. Некоторые ценности пришлось возить к специалистам в Москву и Петербург. А сейчас, например, рукописное Евангелие 16-го века, реставратор из столицы навещает сама, примерно раз в год. И только тогда страницы перелистывают. В другие дни эта книга, не только закрыта, но и не покидает своей витрины.
«Не надо ничего ронять, эта книга и так пережила много, скорей всего она пережила смуту, если это книга 16 века, пожары, гражданскую войну»,— рассказывает Алексей Зубатенко — старший научный сотрудник Ярославского музея-заповедника, хранитель экспозиции «Сокровища Ярославля».
Из-за высокой стоимости, экспонаты этой выставки вывозят из музея крайне редко, но этой панагии пришлось представлять Россию на крупных выставках в Америке, Корее, Японии и Бельгии.
Алексей Зубатенко: «Она сделана шведским мастером и в 1694 году он её продал за 600 рублей для Ростовского митрополита Иосафа».
Тот же самый мастер работал в оружейной палате и изготавливал вещи для царского двора. Лицевую сторону панагии он украсил алмазами, сапфирами, изумрудами и рубинами, а обратную — эмалью. Правда, её практически никто не видит, и более того, автор миниатюры неизвестен. Возможно, когда-нибудь исследователи и выяснят, какая история скрывается за этой трещиной, но когда это произойдет и сколько раз для этого придется поклониться сокровищам не известно.
Зоя Рыжкова