«Роль» в киноклубе «Современник»

Во вторник, 5 ноября, в 17-45 в Общественно-культурном центре Рыбинска киноклуб «Современник» представляет новый фильм Константина Лопушанского «Роль». Первый вариант сценария фильма Павел Финн написал еще в начале 1980-х, но по словам режиссера в 1982-м году проект закрыли из-за цензуры, а потом «началась коммерческая цензура». В начале 2000-х после публикации сценария в журнале «Искусство кино» к проекту фильма подключился продюсер Андрей Сигле.

Большая часть съемок прошла в Белоруссии. Действие картины происходит в начале 20-х годов XX века. Успешный актер находит историю о красном командире Плотникове, который принимал участие в массовых расстрелах. Актера поражает свое сходство с Плотниковым, и он решает прожить его жизнь, словно сыграть новую роль. Перипетии главного героя в фильме показал известный актер Максим Суханов. - Мы очень близко подошли к глубокой и не нами открытой теме — ролевой сущности человеческого существования, — говорил а фильме Константин Лопушанский. — Человек попадает в определенную ситуацию, она ставит его в рамки, задает ему роль — палача, жертвы… __ Фильм «Роль» рассказывает о судьбе талантливого актера, который решил сыграть свою лучшую, как он считал, роль. Вот только время для того эксперимента, что он задумал, было явно неудачным – начало 1920-х годов в Советской России… 1919 год, Сибирь. Провинциальный актер Николай Евлахов вместе с частями Белой армии кочует от одной железнодорожной станции до другой, пытаясь спастись от красных. На одной такой станции вагон с офицерами попадает в руки прорвавшихся красноармейцев. Задумав не церемониться с белогвардейцами в преддверии нового боя, принимается решение расстрелять их, и красные командиры Спиридонов и Плотников обходят строй, внимательно оглядывая выстроившихся и отделяя наметанным глазом военных от гражданских. Проходя мимо Евлахова, Плотников неожиданно задерживает взгляд и начинает внимательно изучать его лицо. Николай и сам с каждым мгновением осознает невероятное – он и Плотников – словно одно лицо. Неизвестно, чем бы закончилась эта встреча героев фильма «Роль», но только конница белых прорвалась к станции, завязался бой, в которой Плотников погиб. Оказавшись вскоре в Финляндии, Евлахов тут же начинает собирать материалы о Плотникове, изучая его биографию самым тщательным образом. В голове у него созрел авантюрный план, который герой картины «Роль» намерен как можно скорее претворить в жизнь. И когда контрабандисты помогают ему пересечь границу, в Россию возвращается не Евлахов, а удивительным образом воскресший Плотников. Спектакль начинается… __ Тема человека, играющего роль другого, забирающего чужую жизнь и чужую личность, крайне интригующая, всегда привлекающая внимание, хорошо известная. Ее не перестают с интересом исследовать, только за последние сто лет ей отдали дань очень разные художники, от Хорхе Луиса Борхеса и Орхана Памука до Мэтта Деймона. Лопушанский погружает своего героя и свою историю в атмосферу постреволюционного Петербурга и эмигрантской Финляндии, в момент слома, смены эпох. Фильм (который не «цифра», а черно-белая пленка) снимали в Петербурге, а также в Белоруссии. Очевидно, что именно для точного попадания в атмосферу времени. Но, кажется, важнее тут все же не эпоха, а универсальный образ актера (спасибо Максиму Суханову), причем необязательно гениального, скорее, всего лишь популярного. Судьба предоставляет такому актеру возможность сыграть главную роль в своей жизни, и он хватается за этот шанс. Наконец, добираясь до высочайшего уровня мастерства, фанатично отдается новому образу, пусть даже эта роль уничтожит его собственную личность и заберет саму его жизнь.

 Константин Лопушанский (12 июня 1947 года, Днепропетровск) — российский кинорежиссёр и сценарист, работающий в жанрах притча и антиутопия. Приверженец авторского кино. Снял несколько фильмов по произведениям братьев Стругацких. Народный артист России (2008).

Рыбинск онлайн

 

Поделиться
Комментировать