РЕЦЕПТ МАКАРОН ИЗ БИБЛИОТЕКИ АРХИМАНДРИТА
4 октября 2011 ●
Анастасия СОЛОВЬЕВА. Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.
Уникальную возможность увидеть, как выглядела книга триста лет назад, в эпоху появления частных типографий, предоставил ярославский музей-заповедник.
Всего десять дней в отделе древнерусской литературы экспонируется напечатанный в Чернигове букварь 1765 года из богатейшего собрания архимандрита Иоиля Быковского. Последний настоятель Спасо-Преображенского монастыря был страстным книголюбом. Его долгое время даже считали одним из возможных владельцев «Слова о полку Игореве». В его книгах хранился хронограф, в конце которого обнаружено уникальное произведение. А букварь сохранился в мире всего в двух экземплярах: первый - в Ярославле, в библиотеке ЯГПУ имени Ушинского, а второй - в Пражском национальном музее.
За десять лет служения в Ярославле Иоиль Быковский значительно приумножил книжные богатства ризницы. Впоследствии монастырские описи показали, что ни одна книга не была пропавшей или списанной. Позже, когда по указу Екатерины Второй монастырь упразднили и превратили в архиерейский дом под управлением Арсения Верещагина, пропажи стали обычным явлением. Как писал в своем дневнике, напечатанном в «Ярославских епархиальных ведомостях» в 1804 - 1805 годах (его копия есть в экспозиции) архиепископ Арсений, по 1 января 1791 года пропало 1549 книг.
Находясь на покое, Иоиль на зависть многим получал старое годовое жалованье в 500 рублей, что позволяло ему выписывать книги из Москвы и Петербурга. Круг его интересов был весьма широк. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта соседствовало на полках с трудом «Предтеча вечности. Вестник смерти». Книги из собрания Арсения Верещагина, насчитывающего несколько тысяч томов, также можно увидеть на выставке. Как и его портрет кисти неизвестного художника. Это был один из просвещеннейших иерархов своего времени. Арсений Верещагин находился в приятельских отношениях с известным собирателем древностей графом Мусиным-Пушкиным. Публиковал свои речи и проповеди в ярославском журнале «Уединенный пошехонец», был его цензором.
При нем в семинарии преподавали вместо латинского на русском, были введены физика и гражданская история. Множество произведений церковнослужителей, в том числе и положенные на ноты, тоже сохранились благодаря Арсению Верещагину.
В качестве сувенира посетителям можно взять с собой распечатанные рецепты из «Новой поваренной книги» 1775 года. Если же макароны натуральные и супы с перловой крупой и сорочинским пшеном вас не удовлетворят, то можно насладиться нравоучительными баснями Федра и Эзопа 1764 года.
На снимках: букварь 1765 года; архиепископ Арсений Верещагин.
Золотое кольцо