ОХОТНИК, КОТОРЫЙ РИСУЕТ

19 июля в гостинице «Ибис», что в Первомайском переулке в Ярославле, состоялось закрытие 4-й международной летней школы ВГИКа. Оно ознаменовалось показом фильмов, которые за две недели пребывания на Ярославской земле успели сделать будущие мастера кино.
Ярославская земля богата сюжетами, а потому откровенно слабых фильмов на показе просто не было. Среди документальных лент преобладали фильмы ассоциативные. Эмоции здесь били через край, и это вполне объяснимо. Среди авторов были не только русские, но и жители самых отдаленных уголков земного шара, которые видели российскую глубинку в первый раз и не могли не плениться нашей тихой неброской красотой, согревающей душу. Колумбия, Австралия, Италия, Израиль, Индия - вот далеко не полный перечень стран, представленных международной летней школой ВГИКа.
В череде ассоциативных фильмов особенно выделялась картина молодого белорусского режиссера Анны Бабицкой «Охотник, который рисует». Героем ее стал известный российский художник, культовая фигура ярославской интеллигенции Олег Павлович Отрошко. И на мой взгляд, фильм Ане удался. «Многое из жизни Олега Павловича осталось за кадром», - призналась Анна. Это и немудрено. Отрошко   личность колоритная, многогранная. Помимо   большого таланта в живописи, гравировке, резьбе по дереву, это еще и удивительно чуткий, глубокий, щедрый человек со своей самобытной философской системой. Кому хоть раз удалось пообщаться с Отрошко, сразу подпадает под его обаяние и доброту.
Анне Бабицкой удалось отразить лишь некоторые грани личности Олега Отрошко. Это и тонкий ранимый художник, так и не выросший из детства, и гражданин с жесткой уверенной позицией, которую он не боится высказать в лицо даже самому властному чиновнику. Это и простой человек, на первый взгляд мало чем выделяющийся из обычной людской массы. Анна показывает его сидящим в кузове старого грузовика и прижимающим к себе горшок с цветком. Олег Павлович едет в Раи -
поистине райский уголок в Даниловском районе. Кто только не побывал в этой деревне! Не только ярославцы, но и люди из самых далеких уголков земли. Кто побывал в Раях хоть раз, навсегда оставит их в своем сердце. И не только из-за красоты здешних мест. Олег Павлович Отрошко умеет принимать гостей так, что уезжать от него не хочется. А потому, приехав на пару дней, люди задерживаются у него неделями.
На протяжении фильма время от времени звучит мелодия песни «Русское поле». Вслушиваясь, зрители сразу понимают: играют на каком-то не-обычном инструменте. В одном из последних, самом щемящем фрагменте фильма, Анна Бабицкая делает неожиданный ход, и в кадре возникает сам музыкант, играющий эту известную каждому россиянину мелодию. Среди трав роскошно цветущего русского поля сидит человек и играет на старинном армянском инструменте - кеманче. Это известный музыкант из Еревана Акоп Халатян, с которым Олег Павлович познакомился совсем недавно и которого принял в свою душу. Медленно идет художник по полю, срывая на ходу и складывая в букетик полыхающие алым цветом верхушки иван-чая. Подходит к музыканту, останавливается, слушает. И как будто не поле это, а вся его жизнь, сотканная из боли и радости. Задумался художник, глядя на широкое цветущее раздолье. Акоп как будто ушел в себя, как будто не видит он ни художника, ни его яркого букета. И плывет, плывет над полем мелодия, полная любви и печали...
На снимках: Олег Павлович Отрошко с режиссером Анной Бабицкой.
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.
Поделиться
Комментировать