«Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила...»

В феврале месяце исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося Русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Его творчество оказало огромное влияние на развитие всего русского музыкального искусства XIX века.

А.С. Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке. Решающую роль в его собственном музыкальном развитии сыграла встреча с русским композитором, родоначальником русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинкой в 1835 г. В своем творчестве А.С. Даргомыжский сознательно культивировал русский музыкальный стиль, созданный М. Глинкой


Главное произведение композитора — опера «Русалка» по одноименной драматической поэме великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина


К этому произведению А.С. Пушкин обратился впервые в 1829 г., продолжал работать в 1832 г., но так и не окончил его. Напечатана поэма была после его кончины в VI книге журнала «Современник» за 1837 г. Заглавие «Русалка» дано редакторами при первой публикации. Приближаясь по типу к «маленьким трагедиям», «Русалка» отличается от них русским народным характером. Народность «Русалки» обнаруживается и в сюжете, и в образах персонажей, и в бытовых эпизодах драмы, и в ее языке. В основу сюжета Пушкин положил широко распространенное предании о русалках, в которых превращаются загубленные, утопившиеся девушки. Это народное предание вызвало к жизни множество литературных и театральных произведений.


А.С. Даргомыжским опера на этот сюжет была задумана в 1843 году, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы. В итоге работа над лирико-драматической оперой «Русалка» началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки. Ее отличают психологическая глубина, точность в обрисовке характеров. А.С. Даргомыжский впервые в русской опере воплотил не только социальные конфликты того времени, но и внутренние противоречия человеческой личности. П.И. Чайковский, высоко оценивший это произведение, считал, что в ряду русских опер оно занимает первое место после гениальных опер М.И. Глинки.


Первые представления оперы «Русалка»


Л.В. Собинов в опере «Русалка». Первый опыт.


Л.В. Собинов и Ф.И. Шаляпин в опере «Русалка»


Опера «Русалка» в Ярославле


Опера «Русалка» в 1920-е гг.


Опера «Русалка» на VI Республиканском фестивале оперного искусства им. Л.В. Собинова 

Ярославский музей-заповедник

 

Поделиться
Комментировать