История успеха ярославны на международных оперных подмостках

24 января зрители испанского театра «Лисео» рукоплескали победителям 53 Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса, в котором принимали участие более 500 претендентов из 60 стран мира.
 Среди них уроженка города Ярославля Юлия Меннибаева, она одержала достойную победу в вокальных состязаниях, став лучшей из оперных исполнителей и завоевала вторую премию, а также специальный приз за исполнение русской музыки. На сегодняшний день Юлия является солисткой Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, а также приглашенной солисткой Большого Театра. Вне всяких сомнений выдающаяся ярославна рассказала «ЯрКубу» о тонкостях своей профессии и о любви к музицированию, а также о тех, кто сыграл главную роль в ее блестящей карьере.     — Кто повлиял на Ваш выбор стези оперного искусства, и с чего началось увлечение музыкой, которое переросло в мастерство международного уровня?  — Дорогу в музыкальный мир открыл мой первый педагог Виктор Минаков еще во времена, когда я занималась в детской хоровой школе «Канцона». Он услышал и выделил мой голос среди других. Так и началось становление меня как артистки. До сих пор я прислушиваюсь к его советам, часто приезжаю к нему. Моя благодарность к этому выдающемуся человеку не знает границ. На протяжении всей карьеры меня поддерживает мама. В подростковом возрасте я хотела все бросить и уйти из музыкальной школы, как и многие дети, но она помогла осознать, что все начатое нужно доводить до конца. Сейчас я понимаю — позади детские необдуманные порывы, и благодарю маму за то, что в этом вопросе она не пошла у меня на поводу, как поступали другие родители. Еще я признательна педагогу из Московской Консерватории — народной артистке России Галине Писаренко и профессору академии хорового Искусства им. В. Попова — Дмитрию Вдовину. Они внесли вклад в мое становление как оперной певицы. — Из века в век «кочуют» различные мнения насчет таланта. Одни считают, что талант — это результат титанической проделанной работы, другие, что одаренность в первую очередь зависит от генетики. Что думаете по этому поводу Вы?  — Талант дается Богом, задача же людей раскрыть его путем постоянной работой над собой. При этом я считаю, что важно становиться не просто талантливым человеком, а настоящем мастером своего дела. Профессиональных высот можно достичь только благодаря регулярному труду. И здесь необходимо двигаться в правильном направлении, так как голос певца — это живой инструмент и очень важно, чтобы этот инструмент постоянно контролировал педагог. Сам же процесс совершенствования вокальной техники — это беспрерывный момент в жизни оперного певца! Бесконечное развитие помогает певцу сохранить голос на долгие годы.     — Традиционный вопрос о восприятии оперной музыки в массах: от чего зависит популярность этого направления?  — На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. К примеру, если в каком-то городе есть оперный театр, то это искусство, исходя из логики, почитается среди местного населения — люди ходят и наслаждаются оперой. Но если оперного театра нет, то, к сожалению, об этом искусстве мало кто знает, а гастролирующие оперные спектакли — всего лишь разовые акции. В Ярославле оперы нет, а как следствие, практически нет людей, влюбленных в нее. Очень за это обидно, потому что ярославская земля обладает богатым наследием, на ней родился выдающийся тенор Леонид Собинов, а также основатель первого в России театра — Федор Волков. В нашей стране в целом оперное искусство стараются популяризировать федеральные каналы. Однако такая «влюбленность» зависит от слушателя, и только от него.  — Победа в международном конкурсе, как ознаменование нового этапа в карьере: какие у вас есть планы в связи с этим?  — На конкурсы такого масштаба всегда приезжает много агентов. Они ищут и отбирают новые голоса, новых артистов. Благодаря этому есть шанс, что заметят именно тебя, тогда появится возможность выступать не только на российской сцене. Сам конкурс посвящен выдающемуся испанскому тенору Франсиско Виньясу, и русские вокалисты все же занимали в нем лидирующие позиции. К примеру, Елена Образцова и Зураб Соткилава в 1970 году стали первыми из русских артистов, которые получили премию на этом конкурсе и тем самым открыли себе двери в оперный мир.    — Какие еще победы были для вас стали наиболее желанными, о которых Вы вспоминаете с гордостью в сердце и с теплотой в душе?  — В мае прошлого года я заняла первое место на ежегодном фестивале имени Леонида Собинова. Для меня это был бесценный опыт. Желаю Ярославлю развиваться в этом направлении и не забывать про выдающегося земляка. Знаю, что раньше в моем городе устраивали музыкальные фестивали имени Леонида Собинова. Очень жаль, что сейчас о них ничего не слышно. В то время как в Саратове проводят конкурсы в его честь, и в нем участвуют самые сильные вокалисты, которых отобрало строгое жюри.  — Мы слышали, вам поступило предложение спеть в Амстердаме, что это будет за проект?  — После конкурса меня пригласили участвовать в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Золотой Петушок» в декабре 2017 года и, конечно же, я согласилась. Сейчас обсуждаются тонкости, мне надо выбрать агента для сотрудничества. Выбор агента является одним из самых важных моментов в жизни певца. — Расскажите немного про этапы конкурса, это ведь всегда волнительный момент и как с ним бороться?  — Принимать участие в конкурсах всегда непросто, особенно в международных. И как бы артист не настраивался перед выступлением на публике, он не сможет прыгнуть выше головы — выступит только исходя из того опыта, которым он обладает. Даже учитывая разные предпочтения судей, всегда стараешься петь от души. Конкурс — это стресс в первую очередь. Необходимо иметь крепкие нервы, чтобы выступать на серьезных мероприятиях и показывать максимум возможностей, никогда нельзя теряться. — Где и как проходили отборочные этапы конкурса?  — Отбор проходил по всему миру в главных театрах страны. Кстати, в этом году отборочный тур впервые проходил в Большом Театре Москвы, а раньше российские артисты ездили на прослушивания непосредственно перед самим конкурсом в Барселону или в Мадрид. После отбора я поехала в Испанию. Там проходили еще три тура перед финалом в «Лисео». На выступление в рамках одной из ступеней отбора я взяла свои оркестровые партии для сцены гадания Марфы из оперы «Хованщина» композитора Модеста Мусоргского. Дело в том, что существуют две редакции этой оперы, выполненные Д. Шостаковичем и Н. Римским — Корсаковым. И то, что я взяла партитуру арии, на всякий случай, спасло мое выступление. Без этих нот оно бы просто не состоялось. Все были поражены тем, что я приехала с партитурой и с оркестровкой своей арии, без нее я бы не смогла спеть Марфу, которую так сильно хотели услышать на финальном концерте члены жюри. Порадовало также, что слушатели потрясающе воспринимают русскую музыку.   — Как проходят будни оперной артистки?  — Сейчас у меня болит горло. Голосо-речевой аппарат — это самый сложный инструмент, ведь его труднее настроить, чем фортепиано или скрипку. Тем не менее, в рамках репетиции всегда необходимо почувствовать и понять, что хотел сказать автор в произведении. Верю, что в каждой фразе и ноте заложен глубокий смысл. Когда идет процесс постановки спектакля, то репетиции проходят каждый день, в среднем по 11 часов. Несомненно, есть промежутки и перерывы, но Москва не такой город, как Ярославль, где можно съездить домой, чтобы отдохнуть. Хорошо, что Большой Театр оснащен удобными гримерками. Еще в эти дни сложно принадлежать самой себе, творческий процесс захватывает всех участников действа. Очень важно, чтобы рядом с тобой были люди, которые талантливы и умеют зажигать. С такими всегда очень интересно работать.    — Назовите достойный музыкальный спектакль, в котором вы принимали участие и помните ли Вы до сих пор не только его, но и тех людей, с которыми пришлось работать в команде?  — Была интересная работа над оперой «История Кая и Герды». В этой постановке, которую демонстрируют на сцене Большого Театра, я пела партию маленькой разбойницы. В целом, она запомнилась красивой музыкой, декорациями, а также вкладом режиссера — Дмитрия Белянушкина. Радует, что к опере начали приобщать маленьких слушателей. Спектакль «История Кая и Герды» посетил мой 3-х летний сын. Как хорошо, что есть такие светлые и добрые спектакли со счастливым концом. Также радует работа режиссера Аллы Сигаловой и художника Павла Каплевича под название «Щелкунчик». Они воплотили в жизнь смелую идею, сделав из легендарного балета оперу. Фото: Юлия Меннибаева, сайт «Новая опера». 
Поделиться
Комментировать