Финансовый спектакль

Театр в России начинается не с вешалки, но с бюджетного финансирования. http://argumenti.ru/economics/n471/386621.
 

В нашей стране 600 государственных сцен, включая 15 театров оперы и балета. Тратят на них копейки, вдвое меньше, чем на господдержку кино. Театр забыт и заброшен: как признал премьер Дм. Медведев, за последние семь лет государственные расходы на него выросли только на 10%.

Кажется, театров в России невероятно много. На деле – дефицит. По данным Министерства культуры, на миллион жителей в России – 3,2 театра. Для сравнения: в Австрии – 24, в Швеции – 14, во Франции – 10, в Италии – 6. В шести регионах театров нет вообще, в 41-м – отсутствуют театры юного зрителя, в 43 регионах нет театров оперы и балета. Хотя давно разработан государственный театральный норматив, по нему – должны быть.

На деле норматив приняли и положили под сукно, чиновники от культуры толком не знают даже, сколько в России актёров. Потому что система устроена так: от трети до трёх четвертей состава работают по срочным контрактам, не входят в официальные труппы. Значит, не получают никаких дополнительных денежных пряников.

Правда, с точки зрения официальной статистики всё прекрасно. Росстат подсчитал: с 1993 по 2013 г. театров стало больше на 40%, число выросло с 427 до 618. Постановок стало больше, в 1993 г. в России представили 1,6 тыс. новых спектаклей, в прошлом году – 2,5 тысячи. Что интересно, государство контролирует продажи билетов. Тут в отчётах тоже сплошные рост и цветение. Если в 2000 г. в России продали 30,7 млн. театральных билетов, 14 лет спустя – 37,7 миллиона. Это в целом по России, при том что половина билетов расходится в Центральном округе. Тем временем на Камчатке за год в театр попали только 68 тыс. человек, в Забайкалье – 270 тысяч.

С высоким искусством государство особо не церемонится. Театры давно поделили на три категории: федеральные, региональные и муниципальные. Лучше всех живут 24 сцены федерального подчинения. Они получают львиную долю из тех 3,4 млрд. руб., которые выделяют актёрам на год из госбюджета. Для сравнения: на поддержку кино тратят в 1,5 раза больше. Кроме того, самым раскрученным, привилегированным сценам достаются дополнительные субсидии Министерства культуры – это ещё до 2 млрд. руб. в год. При таких доходах крупнейшие театры не бедствуют. Например, бюджет на постановку одного спектакля достигает 300 млн. рублей.

Иное дело – судьба остальных профессиональных театров. Они бедны и зависят от каждого чиха региональных властей. По статистике Минкульта, продажа билетов в регионах компенсируют только 30% театральных расходов. За остальными деньгами приходится идти с протянутой рукой к мэрам и губернаторам. Некоторые не скупятся. В целом на местном уровне театрам ежегодно перепадает субсидий на 1,5–2 млрд. рублей.Но, если взглянуть пристальнее, окажется – щедры далеко не все власти. Например, Пермский край выделяет театрам 45 млн. руб. в год, Красноярский – 200 млн. рублей. Тем временем в Челябинске в прошлом году до последнего не могли найти 4,5 млн. руб. на финансирование одного из лучших камерных театров страны – «Манекена». В результате он оказался на грани закрытия.

Тем не менее худо-бедно театры выживают. Но теперь добывать средства им станет труднее. Государство решило закупать спектакли по тем же принципам, по которым приобретает технику или инвентарь. На постановку каждого нового спектакля объявят открытые конкурсы. При этом, по замыслу Минкульта, решать, кто достойнее прочих, должен некий экспертный совет.

Бог весть кто окажется во главе этого будущего вершителя судеб российской сцены. Кто бы ни победил – ему не позавидуешь. Не исключено – будущий глава экспертного совета войдёт в историю как разрушитель репертуарного театра. Дело в том, что существуют две системы. В бродвейской – актёры собираются вместе для постановки одного спектакля. Как только публика редеет, пьесу снимают со сцены и бывшая труппа разбегается.

Репертуарный театр – полная противоположность «Бродвею». Актёры работают вместе десятки лет. Родина этой системы – Британия, но мировую славу она приобрела благодаря России. Именно репертуарная система прославила Большой,МХАТ, Малый и Александринский театры. Она позволила создать сценическую школу, которой во многих странах могут только позавидовать. Хотя скоро, возможно, завидовать будет нечему.
Константин ГУРДИН, «Аргументы недели».№2,

Поделиться
Комментировать