Эхо конфликта- Рэм вернулся!

Позорный конфликт, когда одного из самых ярких подвижников ярославской культуры, руководителя знаменитой на всю страну народной киностудии «Юность», заслуженного работника культуры России Рэма Александровича Юстинова пытались выдворить из облагороженной им и его друзьями Знаменской башни, исчерпан. В конце минувшей недели Рэм вернулся в башню, где и продолжит свою полезную и нужную очень многим ярославцам деятельность. О подоплеке конфликтной ситуации «ЗК» в начале декабря 2009 года рассказало в публикации «Рэму дали 45 минут на сборы». В те дни в борьбу за Рэма включились и многие другие ярославские печатные и электронные СМИ, занявшие однозначную позицию - в его поддержку. И они победили, доказав, что в Ярославле, несмотря ни на что, все же существует и пользуется определенным влиянием общественное мнение и пресса, когда захочет, может доказать свое право на деле быть властью.


В те дни в одной из своих заметок я написал, что не знаю, как сложится судьба его «Юности», но знаю точно, что и этот удар под дых не сломит нашего друга, что он и в этой некрасивой истории окажется сильнее своих недругов. Рад, что именно так все и вышло! С удовольствием передаю благодарность Рэма Юстинова всем тем, кто поддержал его в трудную минуту.
НА ОСЛАБЛЕННОМ НЕРВЕ НЕ ЗАЗВУЧУ
Я познакомился с Рэмом Александровичем в 70-х годах прошлого века. Тогда его киностудия размещалась в доме культуры Ярославского электровозоремонтного завода на Московском проспекте, была уже знаменита на всю страну и известна даже за ее пределами. Сюда приезжали многие известные в мире деятели-министры, парламентарии, крупные политики и звезды мирового кинематографа. Здесь вместе с ребятами пили душистый чай из пузатых студийных самоваров и хрустели аппетитными фирменными баранками Андрей Тарковский, Николай Крючков, Марк Донской, Григорий Рошаль, Элем Климов, Анатолий Приставкин, Людмила Гурченко...
Обком и горком КПСС ежегодно привозили в «Юность» десятки иностранных делегаций, чтобы на ее примере показать советскую действительность. «Неужели все это для детей делается бесплатно? Ведь заниматься кино - дорогое удовольствие! У нас за это платят немалые деньги», - удивлялись гости. Когда я первый раз пришел сюда, удивился не меньше их. На этой любительской студии, созданной для приобщения к киноискусству в первую очередь юного поколения, было в разы больше кинокамер, чем в нашем областном телерадикомитете, где я тогда работал! У ребят, увлеченных кино, был свой съемочный павильон, просмотровый зал, настоящие проявочные машины (тогда ведь видео не было, все снималось на кинопленку), копировальные станки и целая сотня кинокамер! Они сняли множество фильмов, создали волнующую летопись своего времени. Их ленты переводились на иностранные языки и завоевывали призы на международных любительских кинофестивалях. И все это было заслугой неутомимого энтузиаста и выдумщика Рэма Юстинова.
А однажды благодаря Рэму мне выпало счастье познакомиться с великим сказочником Джанни Родари. Я тогда сотрудничал с программой Всесоюзного радио «Пионерская зорька». И когда там узнали, что в Ярославль приезжает любимый миллионами детей во всем мире писатель, попросили сделать с ним интервью. Но Родари от интервью наотрез отказался - он, похоже, не был любителем их раздавать. А нас, молодых журналистов, учили: не пускают в дверь - лезь в окно. Вот я и исхитрился во время разговора гостя с беспокойной рэмовской командой незаметно поставить рядом с ним микрофон и все записать на магнитофонную ленту. И вопросы, которыми завалили Джанни воспитанники Рэма, и его ответы. Репортаж получился интереснейший, и на следующий день его слушала вся страна. А у меня на память о той незабываемой встрече остался снимок, на котором все мы запечатлены вместе с великим Джанни Родари.
Но если кто-то подумает, что все на его жизненном пути складывалось легко и просто, тот ошибется. У него всегда было много друзей и сподвижников, во всем ему помогавших. К таким людям можно отнести, к примеру, бывшего председателя облсовпрофа Николая Сумерского и бывшего секретаря обкома КПСС Владимира Чупрунова, прекрасно понимавших значение дела, которым занимается Рэм Александрович. Но были и другие - те, кто ставил палки в колеса и кому на бессребреническое рэмовское подвижничество было наплевать. Так с началом горбачевской горе-перестройки его киностудия, первая в Советском Союзе удостоенная звания НАРОДНОЙ, лишилась своего места в доме культуры ЯЭРЗ. Того самого подвала, который он когда-то много лет назад с группой молодых энтузиастов отремонтировал и организовал там первую в Ярославской области любительскую киностудию. Его вызвали и сказали: «Перестройка требует перехода на рыночные отношения, поэтому нужно зарабатывать деньги. Умеете снимать - идите и снимайте свадьбы, похороны, что угодно». Лишь бы был доход.
«Мы не пошли. Ведь в основе нашей идеи никакой коммерции никогда не было! Мы хотели все делать для людей: помочь им раскрыть свои способности и таланты, прикоснуться к искусству, найти друзей и единомышленников. Но бесплатно!», - вспоминает Рэм Александрович. Тот псевдоперестроечный конфликт Юстинов проиграл. Его просто выгнали. Он потерял не только свою любимую киностудию, но и нечто большее - пинка дали его концепции доброго отношения к человеку. В результате - инсульт, несколько месяцев на больничной койке, инвалидность. И рекомендация врачей - ходить на рыбалку, в лес, не волноваться.
Однако сломить такого человека было непросто. Отлежавшись и подлечившись, он сумел пробить вопрос о помещении для студии в старинной, полузаброшенной, помаленьку разваливавшейся Знаменской башне в центре Ярославля. Но уже скоро благодаря его бескорыстным друзьям, снова засучившим руками, исчезла щель, грозившая историческому памятнику гибелью. Отремонтировали все внутри. Побелили фасад. Укрепили стены и фундамент. Решили проблему с теплом, водой и канализацией. В кинозале над сценой повесили свой любимый лозунг: «Надо не кудахтать, а яйца нести!» И «Юность» начала в этих стенах новый этап своей беспокойной жизни.
Я смотрел тогда на него, хлопотливого, неизменно чему-то улыбающегося, и думал: нет ничего сильнее человека, который верит в свою идею. Во что верит Рэм, я прекрасно знаю. В то, что добро сильнее зла. В то, что нет бесталанных людей, надо только помочь им открыть свой талант. В то, что, если каждый сделает что-то хорошее ближнему, мир станет лучше, честней и радостней. И ради этого он всеми силами помогает одним и борется с другими. С теми, кто корежит исторический центр Ярославля и покушается на площадь Волкова. С теми, кто в середине девяностых, как он считает, тайком умыкнул из скверика у Знаменской башни установленный здесь в один из дней рождения Ярославля Рэмом и его друзьями многотонный валун - знаменитый камень дружбы с городами-побратимами, на котором были выбиты названия немецкого Касселя, американского Берлингтона, финского Ювяскюля, французского Пуатье, английского Эксетера, португальской Коимбры. И недавно камень-памятник вернулся на свое законное место.
А в планах вернувшегося в Знаменскую башню Рэма Александровича - реализация новой программы патриотического воспитания молодежи на примере подвига ярославца Валерия Харитонова, героически погибшего при спасении атомной подводной лодки К-19, организация школы молодых тележурналистов, съемка к 1000-летию Ярославля фильмов «Соловецкие юнги Ярославля», «Кому на Руси жить хорошо», «Слово о полку Игореве», «Нобели и Ярославский край», создание социально значимых для молодых видеолент против наркотиков и алкоголизма.
По себе знаю, как непросто воевать с сильными мира сего, с теми, кто занимает в исполнительной власти большие кабинеты и ворочает огромными деньгами. Не всем это по силам. А он, человек, которому уже восемь десятков, держится так же твердо и уверенно, как и в свои молодые годы, показывает пример служения делу, которое выбрал для себя однажды и навсегда.
Как-то узнал, что дочь сенатора Джона Маккейна (соперника Барака Обамы на выборах президента США) пригласила Рэма Юстинова в Америку. «Неужели полетите, Рэм Александрович?» - спрашиваю его, как бы намекая на почтенный возраст. И без слов понимаю: полетит! Ему и возраст не преграда! И фильмы свои покажет, и расскажет без прикрас и вранья о нашем нынешнем житье-бытье. А будет случай, так и денег попытается найти для своей новой идеи - планетарного семейного телевидения...
Эти заметки хочу закончить поэтическими строчками великого правдоруба и правдолюба Владимира Высоцкого:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу...
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить, не хочу -
На ослабленном нерве не зазвучу -
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Все, что ночью кропаю, в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу!
Впечатление такое, что эти стихи Высоцкий писал не только о себе, но и о людях вроде нашего друга Рэма Юстинова, которые ни за какую золотую парчу не будут скользить, словно пыль по лучу.
В те дни в одной из своих заметок я написал, что не знаю, как сложится судьба его «Юности», но знаю точно, что и этот удар под дых не сломит нашего друга, что он и в этой некрасивой истории окажется сильнее своих недругов. Рад, что именно так все и вышло! С удовольствием передаю благодарность Рэма Юстинова всем тем, кто поддержал его в трудную минуту.
НА ОСЛАБЛЕННОМ НЕРВЕ НЕ ЗАЗВУЧУ
Я познакомился с Рэмом Александровичем в 70-х годах прошлого века. Тогда его киностудия размещалась в доме культуры Ярославского электровозоремонтного завода на Московском проспекте, была уже знаменита на всю страну и известна даже за ее пределами. Сюда приезжали многие известные в мире деятели-министры, парламентарии, крупные политики и звезды мирового кинематографа. Здесь вместе с ребятами пили душистый чай из пузатых студийных самоваров и хрустели аппетитными фирменными баранками Андрей Тарковский, Николай Крючков, Марк Донской, Григорий Рошаль, Элем Климов, Анатолий Приставкин, Людмила Гурченко...
Обком и горком КПСС ежегодно привозили в «Юность» десятки иностранных делегаций, чтобы на ее примере показать советскую действительность. «Неужели все это для детей делается бесплатно? Ведь заниматься кино - дорогое удовольствие! У нас за это платят немалые деньги», - удивлялись гости. Когда я первый раз пришел сюда, удивился не меньше их. На этой любительской студии, созданной для приобщения к киноискусству в первую очередь юного поколения, было в разы больше кинокамер, чем в нашем областном телерадикомитете, где я тогда работал! У ребят, увлеченных кино, был свой съемочный павильон, просмотровый зал, настоящие проявочные машины (тогда ведь видео не было, все снималось на кинопленку), копировальные станки и целая сотня кинокамер! Они сняли множество фильмов, создали волнующую летопись своего времени. Их ленты переводились на иностранные языки и завоевывали призы на международных любительских кинофестивалях. И все это было заслугой неутомимого энтузиаста и выдумщика Рэма Юстинова.
А однажды благодаря Рэму мне выпало счастье познакомиться с великим сказочником Джанни Родари. Я тогда сотрудничал с программой Всесоюзного радио «Пионерская зорька». И когда там узнали, что в Ярославль приезжает любимый миллионами детей во всем мире писатель, попросили сделать с ним интервью. Но Родари от интервью наотрез отказался - он, похоже, не был любителем их раздавать. А нас, молодых журналистов, учили: не пускают в дверь - лезь в окно. Вот я и исхитрился во время разговора гостя с беспокойной рэмовской командой незаметно поставить рядом с ним микрофон и все записать на магнитофонную ленту. И вопросы, которыми завалили Джанни воспитанники Рэма, и его ответы. Репортаж получился интереснейший, и на следующий день его слушала вся страна. А у меня на память о той незабываемой встрече остался снимок, на котором все мы запечатлены вместе с великим Джанни Родари.
Но если кто-то подумает, что все на его жизненном пути складывалось легко и просто, тот ошибется. У него всегда было много друзей и сподвижников, во всем ему помогавших. К таким людям можно отнести, к примеру, бывшего председателя облсовпрофа Николая Сумерского и бывшего секретаря обкома КПСС Владимира Чупрунова, прекрасно понимавших значение дела, которым занимается Рэм Александрович. Но были и другие - те, кто ставил палки в колеса и кому на бессребреническое рэмовское подвижничество было наплевать. Так с началом горбачевской горе-перестройки его киностудия, первая в Советском Союзе удостоенная звания НАРОДНОЙ, лишилась своего места в доме культуры ЯЭРЗ. Того самого подвала, который он когда-то много лет назад с группой молодых энтузиастов отремонтировал и организовал там первую в Ярославской области любительскую киностудию. Его вызвали и сказали: «Перестройка требует перехода на рыночные отношения, поэтому нужно зарабатывать деньги. Умеете снимать - идите и снимайте свадьбы, похороны, что угодно». Лишь бы был доход.
«Мы не пошли. Ведь в основе нашей идеи никакой коммерции никогда не было! Мы хотели все делать для людей: помочь им раскрыть свои способности и таланты, прикоснуться к искусству, найти друзей и единомышленников. Но бесплатно!», - вспоминает Рэм Александрович. Тот псевдоперестроечный конфликт Юстинов проиграл. Его просто выгнали. Он потерял не только свою любимую киностудию, но и нечто большее - пинка дали его концепции доброго отношения к человеку. В результате - инсульт, несколько месяцев на больничной койке, инвалидность. И рекомендация врачей - ходить на рыбалку, в лес, не волноваться.
Однако сломить такого человека было непросто. Отлежавшись и подлечившись, он сумел пробить вопрос о помещении для студии в старинной, полузаброшенной, помаленьку разваливавшейся Знаменской башне в центре Ярославля. Но уже скоро благодаря его бескорыстным друзьям, снова засучившим руками, исчезла щель, грозившая историческому памятнику гибелью. Отремонтировали все внутри. Побелили фасад. Укрепили стены и фундамент. Решили проблему с теплом, водой и канализацией. В кинозале над сценой повесили свой любимый лозунг: «Надо не кудахтать, а яйца нести!» И «Юность» начала в этих стенах новый этап своей беспокойной жизни.
Я смотрел тогда на него, хлопотливого, неизменно чему-то улыбающегося, и думал: нет ничего сильнее человека, который верит в свою идею. Во что верит Рэм, я прекрасно знаю. В то, что добро сильнее зла. В то, что нет бесталанных людей, надо только помочь им открыть свой талант. В то, что, если каждый сделает что-то хорошее ближнему, мир станет лучше, честней и радостней. И ради этого он всеми силами помогает одним и борется с другими. С теми, кто корежит исторический центр Ярославля и покушается на площадь Волкова. С теми, кто в середине девяностых, как он считает, тайком умыкнул из скверика у Знаменской башни установленный здесь в один из дней рождения Ярославля Рэмом и его друзьями многотонный валун - знаменитый камень дружбы с городами-побратимами, на котором были выбиты названия немецкого Касселя, американского Берлингтона, финского Ювяскюля, французского Пуатье, английского Эксетера, португальской Коимбры. И недавно камень-памятник вернулся на свое законное место.
А в планах вернувшегося в Знаменскую башню Рэма Александровича - реализация новой программы патриотического воспитания молодежи на примере подвига ярославца Валерия Харитонова, героически погибшего при спасении атомной подводной лодки К-19, организация школы молодых тележурналистов, съемка к 1000-летию Ярославля фильмов «Соловецкие юнги Ярославля», «Кому на Руси жить хорошо», «Слово о полку Игореве», «Нобели и Ярославский край», создание социально значимых для молодых видеолент против наркотиков и алкоголизма.
По себе знаю, как непросто воевать с сильными мира сего, с теми, кто занимает в исполнительной власти большие кабинеты и ворочает огромными деньгами. Не всем это по силам. А он, человек, которому уже восемь десятков, держится так же твердо и уверенно, как и в свои молодые годы, показывает пример служения делу, которое выбрал для себя однажды и навсегда.
Как-то узнал, что дочь сенатора Джона Маккейна (соперника Барака Обамы на выборах президента США) пригласила Рэма Юстинова в Америку. «Неужели полетите, Рэм Александрович?» - спрашиваю его, как бы намекая на почтенный возраст. И без слов понимаю: полетит! Ему и возраст не преграда! И фильмы свои покажет, и расскажет без прикрас и вранья о нашем нынешнем житье-бытье. А будет случай, так и денег попытается найти для своей новой идеи - планетарного семейного телевидения...
Эти заметки хочу закончить поэтическими строчками великого правдоруба и правдолюба Владимира Высоцкого:
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу...
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить, не хочу -
На ослабленном нерве не зазвучу -
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!
Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Все, что ночью кропаю, в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу,
Но не буду скользить, словно пыль по лучу!
Впечатление такое, что эти стихи Высоцкий писал не только о себе, но и о людях вроде нашего друга Рэма Юстинова, которые ни за какую золотую парчу не будут скользить, словно пыль по лучу.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать