Броня ярославского фестиваля

Весна в России — время проведения самых разных театральных фестивалей, что понятно. Путешествовать лучше с наступлением тепла. Под конец сезона и для самого театра, который является принимающей стороной, и для труппы, и для зрителя города, значительная часть которого смотрит в сторону дачного участка – время взбодриться будоражащим событием. Опытные театральные администраторы от Москвы до Владивостока скажут вам, что конец апреля – май — мертвые месяцы, в которые резко падает продажа театральных билетов. Фестиваль, идущий в это время года, помогает и удержать театральную публику, и спровоцировать к общению театры страны, и поднять, укрепить престиж своего театра.




Включаются также иные стратегии, зависящие от разных факторов: наличия или отсутствия традиций самого театра, присутствия в городе высших учебных заведений, включая специальные театральные институты, привычки публики ходить или не ходить в театр, наконец, отношения местных властей к своим театрам.

Сцена из спектакля "Макбет". Театр "Красный факел", Новосибирск
© предоставлено организаторами фестиваля "Золотая маска"
В Ярославле, который этой осенью готовится отметить свое тысячелетие, есть свой театральный фестиваль. Он, с приходом нового директора Бориса Мездрича и главного режиссера Сергея Пускепалиса в здешний старейший театр России — академический театр имени Федора Волкова — существенно изменил свою стратегию, направив ее не на смотр достижений академического искусства, а на поддержку театральной молодежи. И называется, уже два года подряд, «Будущее театральной России» — сокращенно получается БТР.
Статистика  фестиваля впечатляет. К примеру, в 2009 году приехали в Ярославль 500 участников из 7 федеральных округов России, из 16 городов. 23 вуза показали 26 спектаклей. В 2010 году в фестивале приняли участие ведущие театральные школы страны: помимо хозяев — Ярославского театрального института, столичных ВТУ им. М.С. Щепкина, Школы-Студии МХАТ, Театрального института им. Б.В. Щукина, РАТИ (ГИТИС), Университета кинематографии им. С.А. Герасимова, Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, на фестиваль приехали театральные школы из Нижнего Новгорода, Казани, Воронежа, Самары, Саратова, Уфы, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Якутска, Владивостока… В фестивальную неделю не только показывались спектакли, проходили мастер-классы признанных педагогов, но нашлось место и будущим критикам. Студенты театроведческого факультета РАТИ принимали участие в выпуске журнала БТР «Отсебятина».
Смена вектора волковской академии на молодежь находит в городе как одобрение, так и устойчивую критику. Одни, и их большинство, полагают, что только гордиться вывеской старейшего театра - дело бесперспективное. Театр должен быть котлом, в котором все время что-то варится. Театр должен не только завоевывать позиции у своего зрителя, но и выходить на всероссийскую арену - к примеру, участвовать в «Золотой маске», позиционировать себя не только как старейший коллектив с традициями, но и открытый к новому, молодому. Театр должен рисковать, привлекая к сотрудничеству молодую режиссуру. А фестиваль — учитывать, что в городе есть Театральный институт, который стал надежным партнером по проведению форума «Будущее театральной России».
В замысле этот съезд, раз в год, театрального студенчества в Ярославль должен стать местом встречи начинающего актера с будущими работодателями, поскольку в качестве гостей приглашаются и руководители театров, и продюсеры.
Сцена из спектакля "Макбет". Театр "Красный факел", Новосибирск
© предоставлено организаторами фестиваля "Золотая маска"
Сцена из спектакля "Макбет". Театр "Красный факел", Новосибирск
Самим хозяевам нужно не только проявлять организационные усилия, но, прежде всего, подтверждать статус проведения фестиваля уровнем собственных спектаклей. Устроители и в этом не подкачали. Сам волковский театр показал премьеру спектакля «Кармен. Откровения Хосе», на постановку которого был приглашен молодой режиссер из Новосибирска Тимофей Кулябин. Несмотря на то, что он делает первые шаги в режиссуре, его работы были замечены, а постановка «Макбета» в новосибирском «Красном факеле» номинировалась в этом году фестивалем «Золотая маска».
Новелла Проспера Мериме о дикой и свободной цыганке Кармен в ярославском театре поставлена как почти балетное зрелище, с активно задействованным кругом сценической площадки, обозначающим то арену корриды и красавца пикадора Луиса, то путь контрабандистов, то место схватки Хосе с мужем Кармен Гарсиа Кривым. Правда, для Тимофея Кулябина важнее в этой истории не контрабандистка, воровка и свободная в любви цыганка, а ее жертва Хосе Наварро, дворянин, драгун, разжалованный из-за преступной страсти  к Кармен сначала в солдаты, а потом и вовсе ставший контрабандистом и убийцей, который закончит тем, что будет казнен. Это история о мальчике из хорошей семьи, плохо кончившем свою жизнь.
Руслан Халюзов играет Хосе именно таким, незаметно для самого себя попавшим в чуждый ему бандитский круг, так и не понявшим этого мира, отказавшимся от своего. Глядя на такого, не скажешь, что он способен на убийство, и такой Хосе и сам удивляется тому, что совершил.
Роль Кармен Александры Чилин-Гири скорее служебная в этой истории Кулябина, и подчинена она не столько развитию драматическому, сколько построена как балетная партия, ровно так же решен и пикадор Луис Алексея Кузьмина, почти как Базиль Владимир Васильева в балете «Дон Кихот».
Режиссер не заостряет своего внимания на том, что два мира — дикой и преступной свободы и цивилизованного закона — не способны к сосуществованию. Это спектакль о жертве, которая испытала на себе сложившийся порядок вещей. Хосе не предстает в спектакле осознающим силу этого постулата. Он обыкновенный малый, которого страсть сделала незаурядным, к собственному удивлению. Кармен же лишь соблазняет его своим телом, но вовсе не являет собой какой-то другой, цыганский миропорядок.
Спектакль подчинен визуальному, слову режиссер доверяет меньше. Эти зрительные образы выдают предпочтения режиссера: лепестки роз дождем, усыпающим сцену, заставляют вспомнить Пину Бауш. Мизансцены, построенные по принципу пластических миниатюр, в которые вкладывается сюжет новеллы Мериме, превращают текст в либретто и напоминают спектакль Михаэля Тальхаймера «Эмилия Галотти», показанный на одном из фестивалей NET.
Восхищаясь красотой зрелища «Кармен», все-таки ожидаешь и соответствующего накала страстей героев новеллы Мериме. Однако пока молодому режиссеру, судя по всему, интересней показать, чем рассказать,  промотать киноленту событий, а не исследовать природу страстей человеческих.
Другим событием фестиваля, подарком зрителю стал дипломный спектакль студентов IV курса Ярославского театрального института «Сильва» Имре Кальмана («Королева чардаша»), режиссёр - Александр Кузин. Эта работа является совместным проектом института и волковского театра, включена в афишу именно театра, что совершенно справедливо. Не говоря о том, что педагоги совершенно правы, готовя студентов к тому, что молодым актерам драматического театра предстоит играть в музыкальных спектаклях, которых становится в афишах театра все больше и больше - в этой работе Александра Кузина есть еще и другой принципиальный смысл.
Беря в оборот оперетту, режиссер настаивает на том, что и развлечение может быть благородным делом.
Водевильные перипетии, которые сводятся к тому, что отец и сын одинаково влюбляются в опереточных актрис, Александр Кузин превращает в гимн театру как таковому. Студенты с энтузиазмом участвуют в этой затее: поют, танцуют, только что не ходят по потолку, но и это не без успеха пытаются делать. Ни малейшей пошлости, ни капли дешевого юмора не проскользнет в этой работе, а Мария Селезнёва (Сильва) и Сергей Азеев (Эдвин) подкупят еще и какой-то исключительной, почти венской элегантностью.
Ярославцы на фестивале задали высокую планку, которую, будем надеяться, не уронят в 2011 году. БТР — машина сильная и выносливая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
© РИА Новости.
Поделиться
Комментировать