«Белые ночи», розовые мечты и новая сцена

Есть такие театральные постановки, которые заставляют взглянуть на собственную жизнь словно со стороны, найти среди героев родственную душу и пережить вихрь эмоций. Именно к такой категории можно отнести новый спектакль Рыбинского драматического театра «Белые ночи».


Тонкий психологизм произведения Федора Достоевского отличителен тем, что затрагивает каждого зрителя, и задача актеров и режиссера в данном случае, как у врачей, не навредить, а подать этот бриллиант в достойном обрамлении.

Премьера спектакля стала подарком жителям Рыбинска на День города. Представили ее актеры в рамках нового проекта «Другая сцена». Антураж одетой в гранит набережной Санкт-Петербурга, где разворачиваются события, был создан на камерных подмостках, которые отныне появились в ОКЦ. Декорации очень удачно вписались в небольшое пространство кинозала, а отсутствие театрального занавеса подчеркивало размытость границы между сценой и зрительскими местами.

Спектакль с минимумом действующих лиц словно создан для такого формата, где у актеров есть возможность быть ближе к зрителям. По чисто субъективному мнению, постановка академична, здесь вы не найдете множества тонких режиссерских «фишек», полунамеков и слоев, квинтэссенция всего происходящего – слова классика, произносимые героями, их душевные порывы и поступки, совершаемые на фоне размытого туманом и дождем питерского пейзажа.

Напомним, события происходят в течение нескольких летних ночей. Двое – девушка и молодой человек – случайно встретились и почувствовали родственность душ, рассказав друг другу о самом сокровенном. Каждый вынес из этих недолгих встреч свое, один — вкус первой любви, другая – столь необходимое в сложный период жизни участие и поддержку. Образ главной героини, воплощенный на сцене Дарьей Виноградовой, получился ясным, легко читаемым, но без особых нюансов – актриса сыграла роль простой влюбленной девушки, поступки которой несложно предугадать стороннему наблюдателю. С персонажем Сергея Батова все сложнее. Индивиды, подобные ему, живут в странных уголках Петербурга, и их «жизнь есть смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем тускло-прозаичного и обыкновенного». Они пугаются общества живых людей и проводят долгие часы среди «волшебных призраков», в «восторженных грёзах», в воображаемых «приключениях». Но потом мечты «выживаются», душа хочет «настоящей жизни».

Слова о жажде настоящей жизни отзываются в сердце какой­то неясной болью, а в голове мыслью – жизнь дается лишь раз. Еще раз спасибо за это гению Федора Михайловича Достоевского!

Но вернемся к нашему главному герою, а точнее, воплощению его образа на рыбинской сцене. Местами слишком уж гротескными казались его эмоции. Но при этом актеру удалось выстроить тонкую связь с залом — он контактировал глазами со зрителями, словно предлагая разделить его эмоции.

В такие минуты он был очень трогателен. Особенно когда рассказывал о себе, о «типе», «существе среднего рода», «мечтателе».

Концовка спектакля произвела неоднозначное впечатление. С одной стороны, здесь были весьма проникновенные моменты – когда реальность в очередной раз врывалась в придуманный мир мечтателя, тоскующего от безответной любви. Но порой мешало «театральное» заламывание рук, метания актеров вдоль стен и прочие страсти, плещущие, казалось, через край. Возможно, таков был режиссерский посыл, но для части зала он остался неразгаданным. Возможно, «Белым ночам» пока не хватает гармоничности, стиля, которые бы заставили зрителя в конце тихо вздохнуть от восхищения. Но в целом рыбинцев можно поздравить с открытием театрального сезона на новой камерной сцене!

АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА
Поделиться
Комментировать