Будучи одним из ближайших предстоятелей Спасителя, архистратиг Михаил представлялся крылатым, с круглым зерцалом в руке, символом предначертания, предвиденья, переданного архангелу Богом. Золотая лента у уха обозначает слух, посредством которого архангел внимал Господу.
На экспозиции представлено 19 образов XVII - начала XX века. Шесть из них специально отреставрированы для этой выставки. Интересна икона, относящаяся к типу так называемых «родильных образов». Традиция заказывать иконы, высота которых равнялась росту родившегося младенца - в данном случае 49 сантиметров, - с изображением святого, в честь которого ребенка крестили, зародилась в царской семье в XVII веке. Позднее их стали создавать и по заказам дворянских и купеческих семей. Как правило, такой образ сопровождал человека всю его жизнь, а после кончины передавался церкви, где отпевали усопшего.
Интерес представляет и народная икона. Для нее характерна большеголовость образов, контрастное сочетание цветов. Одна из икон основана на апокрифическом сюжете «Чудо о Флоре и Лавре». Это напоминание о том, что через святых братьев архангел Михаил научил людей управлять лошадьми. Икона, вероятнее всего, созданная на Вологодской земле, была распилена вдоль так называемыми собирателями «черных досок». Так легче было везти ее из глухих деревень. Пришлось делать другую основу. Не менее драматичная судьба и у другого образа. Его и еще 69 святых ликов обнаружили прибитыми гвоздями к чердачному перекрытию Митрополичьих палат в 1977 году. Так иконы спасали от поругания…
Кстати, всем Михаилам на выставку вход бесплатный.
На снимке: икона архангела Михаила - так называемый родильный образ. Конец XVIII века. Реставрирована в 2012 году.
Фото Ирины ТРОФИМОВОЙ.
Золотое кольцо