Актеры театра им. Ф. Волкова обсудили с критиками спектакль «Иванов»

22 января, в преддверии 156-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова, в театре имени Ф. Волкова публике и критикам презентовали спектакль «Иванов» по одноименной драме великого писателя.
 По его окончанию в театральном буфете состоялась дружеская встреча-обсуждение работы актеров, режиссера и всех причастных к постановке спектакля с представителями СМИ, блогерами и критиками. Но об этом позже, сначала несколько слов о самой постановке.

Премьера спектакля «Иванов» состоялась 11 декабря 2015 года и была воплощена в жизнь, как признаются сами актеры, в кратчайшие сроки. Стоит отметить, что и первую свою пьесу для сцены Чехов написал как бы случайно, напористо и сроком в десять дней. Несмотря на то, что постановка «сложилась» быстро, в виду многих, не всегда позитивных причин, она стала глотком свежего январского воздуха в душной комнате современной действительности. Этот лаконичный, яркий, в какой-то мере даже безумный проект не разочарует никого; вразумит, удивит, шокирует, но точно не оставит равнодушным. Нет здесь долгих мытарств, все быстро и понятно (длительность представления с антрактом чуть больше двух часов). 
Эта постановка для обывателя, не для изощренного искусствоведа, не для театрального завсегдатая, а для простого современного человека, который хочет испытать эмоции, необыкновенные эмоции, которых нет в обычной жизни, пресыщенной вседоступностью как сахарной пудрой на только что приготовленных хлебцах. И все это он найдет. Он — наш современный человек, так же уставший, как главный герой пьесы, Николай Алексеевич Иванов — образованный, уже не молодой помещик, «душевнобольной» в том смысле, что страдает и телом, и душой и ничего в своей жизни изменить не может.

В зале зрителя встречают удивительной красоты декорации, напоминающие осенний лес в позднем октябре, беседка, скамья. Все это несколько пафосно и утонченно, как на Востоке. И нет простоты «деревенской», все накалено, все по-дворянски — и разговоры, и мысли, и поступки. И скука, и тоска, и бесцельность мирского бытия так сильно мучают «Николашу» больше от невнятного отношения к себе, безответственности и неспособности честным быть с собой. Интересно, что пьеса как никогда, актуальна именно в наше время. Похожие лейтмотивы прослеживаются в обществе 21-го века. Уже не считается зазорным открыто демонстрировать свое стремление к деньгам чужим и своим, к роскоши, к безделью, к жизни не по своему кошельку. Типовые стандарты в головах новых поколений это не избитые «мир, труд, май», а совсем иные не духовные, а материальные ценности.
Спектакль, как гоночный болид, едва начавшись — уже на высших скоростях. С места в карьер, вернее в пучину переживаний, событий, хитросплетений человеческих чувств. Иванов, сыгранный, даже не сыгранный, а пережитый, народным артистом Валерием Кирилловым гипертрофировано эмоционален. Эгоцентризм, бесспорно присущий его герою, исковеркан настолько, что не понять насколько убит и уже ничтожен главный герой по отношению к жизненным обстоятельствам просто невозможно. Но вот парадокс! Волковский Иванов не вызывает жалости, уныния, неприязни, он, как ни странно, привлекательный, слегка развязный и хамоватый, но бесконечно симпатичный. Кирилов отдал своему Иванову большую часть себя, что и сделало его таким обаятельным, хоть и не всегда понятным зрителям.
Конечно, главным нервом всего спектакля остается конфликт Иванова с его окружением, но и само окружение достойно особого внимания. Женская линия в постановке едва не перекрывает саму ее суть, так детально прописанная и детально сыгранная — практически каждая женская роль смогла бы претендовать на главную. Эта потрясающая Сарра, с глазами, улыбкой и грациозностью пантеры, загнанной охотниками в темное ущелье. Ее прерывистое дыхание, редкие и агрессивные движения — все это лишь конвульсии безысходности.

" … судьба меня обсчитала. Множество людей, которые, может быть, и не лучше меня, бывают счастливы и ничего не платят за свое счастье. Я же за все платила, решительно за все!.. И как дорого!" 

По сути, пьеса учит нас предугадывать последствия своих действий, каждого своего шага, не поддаваться мимолетному желанию. Ведь нет «обстоятельств» не являющихся итогом чего-либо, любое событие в жизни закономерно и бесповоротно. За каждый свой шаг придется платить — кому то жизнью, кому то совестью, кому-то — бесчестием, кому-то капиталом. Но платить придется всем. 
Из режиссерских находок стоит отметить «ломаные» танцы, поставленные хореографом Ириной Ляховской, точное, не перегруженное музыкальное сопровождение, несколько «трюков», которые вас поразят и о которых не стоит говорить, дабы не испортить предвкушение, и несколько звуковых эффектов, точно подмеченных и отлично вписывающих в общую картину происходящего на сцене.
Примечателен тот факт, что спектакль не испорчен неумелым юморным аспектом, а наоборот. Искренний восторг у зрителя вызвали, казалось бы, обыденные сцены, реплики Бабакиной, Боркина и т. д. Заставить смеяться зрителя, когда все ждут драмы и трагичный конец, неимоверно сложная задача. Легкость, с которой актеры сотворили ЭТО с залом, заслуживает отдельного «Браво».
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что недавно родившемуся спектаклю «приказали долго жить». Судя по реакции зрителей, в общем, спектакль не разочаровал и имеет определенное будущее.
После спектакля около часа велись беседы о новой постановке между театралами, представителями прессы и коллективом театра. Помимо прочих, прозвучал вопрос: «Почему именно „Иванов“?». Валерий Кирилов ответил, что именно эта пьеса заинтересовала и вдохновила актеров, так как в ней красной нитью прослеживается нежелание русского человека искать решение и корень всех своих проблем в себе. Начать с самого себя. Легче обвинить жизненные обстоятельства, окружающих и т. д. И это присуще не только тому поколению, которое читало «Иванова» больше 100 лет назад, это повод задуматься и современному человеку.
Отметим, что «Иванов», где бы не ставилась пьеса и кто бы не играл в ней, всегда вызывает противоречивую реакцию. Каждый видит в ней свое понимание мира и выводы соответственно каждый делает свои. Главным остается возможность поставить для себя этот знак вопроса, услышать чеховские тексты, приобщиться к русской классике посредством театра.


Фото спектакля - оф. сайт театра им. Волкова
Автор: Екатерина Михеева
Поделиться
Комментировать