19 марта в Музее истории города Ярославля откроется выставка Виктора Бердакова «ГРИМ–АСЫ»

19 марта в 16 часов в Музее истории города Ярославля впервые состоится открытие выставки-сенсации замечательного петербургского актера и художника Виктора Бердакова, который уже несколько десятилетий творит, используя оригинальную технику живописи и рисунка театральным гримом.

В ранние годы юности Виктора поразили незабываемой выразительностью и реализмом жизненной характеристики знаменитые фаюмские портреты. В 7 лет он впервые пришел в драмкружок ДК им. Горького в Ленинграде. Тогда этим кружком руководил талантливый педагог Н.Ф.Разуваев, которому помогали Т.Э. Визель и Г.А Агапов. Они прививали детям художественный вкус и культуру, когда ставились детские спектакли и выдавался театральный грим. В 14 лет художник нарисовал свой первый осознанный образ «Петух. Через два дня после полета Гагарина в космос».
Однако настоящие образы возникли позднее, когда Виктор поступил в Ярославское театральное училище на курс народного артиста РСФСР Владимира Алексеевича Солопова. Учителем будущего художника была Елизавета Борисовна Василевская, ученица А.Я. Таирова. В числе учителей В. Бердакова были еще Светлана Михайловна Варзанова (учила пластике тела), Фирс Ефимович Шишигин и Сергей Константинович Тихонов (учили образно мыслить). Высокий профессионализм выпускников ярославской театральной школы в то время отмечали многие известные режиссеры страны. Виктор Бердаков уехал играть в Иркутск, где также поставил несколько спектаклей. Там состоялась и его первая выставка образов. Затем были другие театры, другие режиссеры. Параллельно работал диктором на радио, писал сценарии, осуществлял свои театральные композиции и постановки на ТВ. За эти годы в театре актер создал и сыграл более 90 ролей героев мировой драматургии и литературы и, постоянно рисовал образы. Уже сделано более 300 произведений. Из них свыше 200 работ находятся в частных коллекциях во многих странах мира и различных музеях.
«Искусство не только отображает жизнь, а преображает ее», — говорит Бердаков. Театральный грим – удивительный материал. Ложась на лицо актера, соединяясь с конкретными чертами, он преображает лицо, превращая человека в персонаж. Но Виктор Бердаков придумал для грима новую роль; в его руках этот материал не преображает, а создает иной, никогда ранее не существовавший образ. Будучи актером, Виктор сам не раз становился кем-то другим на театральной сцене, и проникновение в характер, сущность человека – это для него профессиональное мастерство. Художник работает энергично и свободно, не стремясь к фотографической точности, однако прототипы его персонажей довольно точно угадываются, например, в портрете «Шут » можно увидеть черты самого автора. Здесь внешнее сходство не главное, ибо автор стремиться проникнуть глубже, передать, почувствовать и ощутить нерв живого человека. В процессе работы пальцы художника и грим составляют единое целое, что позволяет мастеру отражать движение души и духа человека. «Это мой театр, где зрители сами участвуют во внутреннем движении моих героев, а не созерцают представленное. Свою актерскую суть я передаю на ватмане посредством грима», — утверждает Бердаков. Изображая близких людей, персонажей классики, известных деятелей театра и литературы художник все время разыгрывает перед нами свой маленький спектакль, в котором зачастую, осмысление судеб и психологии великих личностей, соседствует с драматическими и комическими историями или любовными коллизиями.
На вернисаже в Ярославле будет представлено 30 произведений библейской тематики, образы мировой и отечественной литературы, драматургии, деятелей искусства.
Выставка посвящается Международному дню театра и Ярославскому театральному институту.

Поделиться
Комментировать