13 лучших цитат Антона Долина о кино с мастер-класса в Ярославле

Редакция Ярославль Room посетила мастер-класс российского кинокритика Антона Долина, на котором он рассказывал ярославцам, как нужно смотреть кино.
 Отобрали для вас лучшие высказывания с его лекции, а если их будет недостаточно — обязательно прочтите наше большое интервью с самым профессиональным зрителем кино в России.

Кино надо смотреть в кинотеатре. Предположение о том, что фильм можно посмотреть дома на диване, неверно. Если вы хотите получить адекватное представление, вам нужно идти в кинотеатр. Есть ряд фильмов, которые смотреть на компьютере или в телевизоре просто нельзя. Например, смысл фильма «Аватар» теряется на 50 %, если смотреть его на маленьком экране.

Всегда нужно платить за просмотр фильма. Человек, который платит за билет, смотрит фильм внимательнее и досматривает его до конца. Если вы испытываете признательность к людям, которые его создавали, то правильнее будет заплатить за сеанс.

Как это ни странно, просмотр фильма в темноте с незнакомцами, которые жуют, смеются или что-то обсуждают, просто необходим. Все эти моменты входят в процесс знакомства с кино. Настоящие произведения искусства рождаются в противодействии тем препятствиям, которые есть. Когда вы создаете себе условия комфорта, вы тем самым обеспечиваете необязательность восприятия.
Смотрите фильмы только с оригинальным звуком, забудьте, что вам лень или неохота читать субтитры. Представьте, что будет, если вместо заявленного Джонни Деппа будет человек с другим лицом? Это ведь будет не Джонни Депп. То же самое — и с оригинальным голосом актера.

Трейлеры и реклама фильмов существуют только для того, чтобы выкачать из вас деньги. Лучше залезьте в Википедию и посмотрите, кто автор того или иного фильма. Это будет полезнее, чем посмотреть трейлер. Трейлер не скажет вам ни о чем, он всегда вам соврет.

Автор фильма – это его режиссер. Почему это важно помнить? А потому, что если фильм снят по вашей любимой книге, с вашим любимым актером, да еще и в вашем любимом жанре, он не всегда будет хорошим. Прежде чем идти в кино, поинтересуйтесь, кто его снял. Если вы увидите, что до этого режиссер снимал слабые картины, знайте, что новый фильм ничто не спасет: ни ваш любимый актер, ни хороший сценарий.

Пользовательские рейтинги (вроде тех, что можно увидеть на «Кинопоиске») ничего не значат. Точнее, они значат одно — фильм популярный. Но это не значит, что он лучший и качественный. Просто у создателей фильма хорошая пиар-кампания, вот и все.

Если 30 лет назад ты был знатоком кино и не знал имени Вима Вендерса, тебе должно было быть стыдно, потому что это был очень модный режиссер и его необходимо было знать. Однако сегодня границы настолько расширились, что вы можете не знать имени Лав Диаса и совершенно этого не стесняться. При этом, раз Диас вытесняет Вендерса, вы можете и его не знать — и хорошо себя чувствовать.

Когда меня спрашивают коллеги или друзья: «Слушай, что посмотреть вечером?», я всегда теряюсь. Конечно, я много знаю про кино, но я ничего не знаю про человека, который хочет посмотреть фильм, и не знаю, зачем он будет его смотреть. Все равно я всегда буду рекомендовать, что понравилось именно мне. Чтобы не допустить промаха, человек, который хочет посмотреть фильм, должен, в первую очередь, ответить на вопрос: «Зачем я иду в кино и что хочу получить от фильма?».

Профессия кинокритика кажется невероятной роскошью: ходишь на премьеры, смотришь фильмы раньше всех, да еще и со знаменитостями общаешься. Если для вас деятельность кинокритика сводится только к этому, то поставьте над собой эксперимент. В течение месяца посмотрите все российские премьеры, выходящие в прокат. Вы сразу поймете процентное соотношение хорошего и плохого. Во-первых, у вас закипит мозг от количества, во-вторых, от качества, в-третьих, попробуйте проанализировать то, что вы увидели, а не просто сказать: «Фу, фильм отвратительный».
Одна из интересных функций кино – это познание. Зачем нужны такие фильмы? Затем, что мир огромен, а на путешествия не у всех есть силы и деньги. И кино – это хороший способ эскапизма, не эмоционального, а реального. Интересно посмотреть, как живут другие люди в разных уголках земли. И это тоже нам дает кинематограф.

Зачем смотреть неприятное кино? С таким же успехом можно спросить, зачем люди слушали панк-рок, если были популярны The Beatles. Вот зачем были эти панки – грязные, страшные, на двух аккордах? Затем, что у человеческого мозга есть много разных потребностей, в том числе и в дискомфорте тоже. Дискомфорт – это повод узнать что-то новое о себе.

Искусство дает человеку то, что ему не хватает в жизни. Искусство дает человеку, который мало путешествует, приключения, неудовлетворенному человеку – удовлетворение, человеку, который чем-то обделен, – иллюзию богатства. Искусство – своего рода наркотик, который удовлетворяет наши нужды.
Поделиться
Комментировать