1 декабря в Рыбинском музее-заповеднике начала работу выставка «Пряничные доски или история со вкусом».

Выставка посвящена уникальному явлению в русском народном творчестве – искусству резьбы пряничных досок, коллекция которых в Рыбинском музее-заповеднике насчитывает 53 печатных формы 18-19 вв.
На выставке посетители познакомятся не только с коллекцией пряничных досок, но и узнают историю бытования самого пряника как национального русского лакомства, способы и секреты его изготовления, «испекут свой пряник» (соберут пазлы) и попробуют настоящий тульский пряник!
Коллекция пряничных досок Рыбинского музея в целом отражает разнообразие известных изобразительных мотивов и приемов резьбы; являясь проявлением высокого мастерства русских резчиков, позволяет их воспринимать как своеобразное декоративное панно и произведение искусства.
Значительную часть коллекции составляют наборные пряничные доски кон.18 – второй пол.19 вв., разделенные на прямоугольные, квадратные, треугольные, трапецевидные клейма (от 4 до 80) с изображением разнообразных птиц, коньков, рыб, насекомых, растительных и геометрических мотивов, несущих в себе элементы древней символики. Изображение многочисленных, обособленных персонажей с отсутствием сюжетно-смысловой завязки, тем не менее, воспринимается в едином ключе, - используя приемы трехгранновыемчатой, скобчатой, контурной резьбы в виде зубчиков, гребешков, желобков, сеточки, горошин, одинаковый размер фигур и их расположение строго по центру, мастер создает стилистически единое декоративное пространство пряничной формы.
Искусство резьбы пряничных досок находилось в тесной взаимосвязи с широким бытованием пряника и его значением в обрядности. Назначением пряника определялись его форма, размеры и мотивы украшения. Одни пряничные доски использовались повседневно, другие приурочивались к строго определенной дате или событию, третьи исполнялись с учетом многократного применения для выпечки пряников к традиционным ежегодным празднествам и свадьбам. Наиболее ранние и интересные доски в собрании относятся к 18 столетию. Высокий уровень мастерства резчиков этого времени, древние традиции их ремесла проявились в исполнении гербовых пряничных форм. Среди прочих изображений на них вырезали распластанную фигурку двуглавого орла или фамильные гербы. В народе эти доски и пряники назывались «орлеными», большие, заполненные сложной вязью орнаментальных изображений, они ценились очень высоко и быстро раскупались для особо торжественных случаев. Строгой регламентации в украшении гербовых пряников не придерживались, мотивы варьировались в зависимости от характера торжества. На пряничной доске 18 в. распластанная фигурка двуглавого орла соседствует с изображением вазона, симметрично расходящимися перистыми побегами, круглыми цветками и бутонами с точечной разделкой. Такое сочетание не покажется случайным, если учесть, что цветущий куст – «дерево» - это не только самый распространенный мотив в народном искусстве, но и древний символ возрождения природы, символ жизни. Такие доски чаще всего использовались для выпечки свадебных пряников.
Превосходной работой неизвестного мастера 18 в. является большая пряничная доска с хоромными мотивами. Поверхность формы плотно заполнена плоскорельефным изображением многоярусного дворца с башенками и флагами в стиле шатровой архитектуры 17 столетия и тремя двуглавыми орлами, обрамленном фризом из частично читаемой надписи – «…84 ГОДУ ФЕВРАЛЬ 29 ДЕН ДОСКУ РЕЗАЛ МАСТЕР…». Фасад здания обильно декорирован решетчатыми арочными и прямоугольными окнами, арочными воротами с витыми колонками. Под средней маковкой с чешуйчатой разделкой помещена концентрическая розетка-часы, фиксирующая центр здания. Появившийся в 17 в. «теремной» мотив, органично вписавшийся в стилевое единство интерьера и архитектуры того времени, становится традиционным и широко распространенным в «пряничной» резьбе 18 и 19 веков. Резчик не стремится точно воспроизвести облик конкретного здания, «пряничный дворец» по своей образной сути близок сказочным или былинным палатам.
Единственная подписная и датированная пряничная доска в коллекции музея принадлежит автору многих гербово-теремных композиций 18 в. Матвею Ворошину. Его работы имеются в собрании ГРМ, ГИМ, ГЭ. Композицию обрамляет рамка с надписью – «1779 ГОДУ МАРТА ТРЕТЬЕВА НА ДЕСЯТЬ ДНЯ СИЯ ДОСКА РИСОВАНА РИСОВАЛЪ МАТВЕЙ ВОРОШИНЪ ПЕС». Сложно-композиционный узор с цветущим кустом и вазоном, восходящий к сканно-эмальерным мотивам 17 в., великолепно исполнен талантливым резчиком. Строгая симметрия, согласованность узорной поверхности с чистым фоном, сочетание глубокого ложчатого рельефа с мелкоузорностью, создающее переливчатую игру светотени, превращают плоскость пряничной доски в ювелирную драгоценность, рассчитанную на внимательное рассмотрение.

Куратор выставки – Лебедева Е.Б.

"Ярославская пресс-служба"

Поделиться
Комментировать