Ни купить ни продать

Кто заполнит пустующие полки в российских супермаркетах 

В соседнем продуктовом магазине цифры на ценниках росли прямо на глазах. По словам одного из менеджеров, поставщики увеличивают расценки на 5-7 процентов в неделю. 

- Это на импортные продукты? 

- Какое там... На отечественные. Импорт подорожал еще в ноябре и сразу на 25 процентов... 


Впрочем, рост цен - лишь одна из примет кризиса торговли, которая в предыдущие годы была главным локомотивом роста российской экономики. Сегодня налицо целый букет болезней российского ритейла. Его пейзаж меняется. Импорт сокращается, при том что отечественные производители не спешат заполнять возникающие лакуны. Дефицита пока нет, но ассортимент уже оставляет желать лучшего, так же как и заполняемость торговых площадей. В итоге кризиса, считают эксперты, выживут сильнейшие в лице самых крупных сетевых ритейлеров и... стихийные торговцы образца 90-х годов прошлого века. 
Покупательная неспособность 
Глава Минфина Алексей Кудрин прогнозирует существенное снижение импорта - в этом году он уменьшится на 50 миллиардов долларов, до 245 миллиардов. Поскольку в структуре зарубежных поставок в Россию преобладают потребительские товары, это прежде всего скажется на ассортименте российских магазинов. Падение импорта может быть и более существенным. По данным Федеральной таможенной службы, в январе ввоз товаров из дальнего зарубежья рухнул на 35,6 процента. Россия стала покупать значительно меньше даже дешевого китайского ширпотреба - импорт из КНР сократился на 27 процентов. 
Главная проблема российского ритейла - резкое снижение платежеспособного спроса, вымывающее из торгового оборота дорогие (прежде всего импортные) товары и сокращающее доходы розничных компаний. По данным Росстата, только в декабре минувшего года реальные располагаемые доходы россиян упали на 11,6 процента. Пока это не привело к заметному спаду покупательской активности - в январе даже произошел всплеск потребительских расходов. Однако это явление временное, констатируют аналитики. Дело в том, что отечественные потребители тратят сегодня заработанное ранее. В IV квартале 2008 года расходы россиян превысили доходы - на 166 миллиардов рублей. Девальвация спровоцировала распечатывание рублевых кубышек. Еще в октябре минувшего года доходы россиян были заметно больше расходов, но после обвала рубля, сокращений зарплат и персонала на предприятиях население стало тратить больше, чем зарабатывает. Понятно, что долго такой потребительский бум продолжаться не может. В конце января - начале февраля эксперты стали фиксировать спад покупательской активности. 
На рынке ритейла также наметилось смещение спроса в сторону дешевых товаров. Так, на продовольственном рынке по объемам продаж уверенно лидируют дискаунтеры, вторыми идут гипермаркеты, более же дорогие магазины явно снижают обороты. Россияне в эпоху кризиса отдают предпочтение еде, причем недорогой. Показательно сравнение финансовых результатов компаний, работающих на рынке продовольствия и товаров длительного пользования, проведенное аналитиками банка ВТБ 24. В IV квартале 2008 года у сети бытовой электроники "М.Видео" резко замедлился рост выручки, составив всего 0,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Выручка продуктовых ритейлеров также стала расти не столь стремительно, что объясняется снижением стоимости среднего чека. Однако экономия на еде не идет ни в какое сравнение с масштабами отказа от дорогих товаров. При этом следует учесть, что в конце прошлого - начале нынешнего года население покупало ту же электронику по ценам, установленным исходя из курса рубля, имевшего место прошлым летом (именно тогда сети осуществляли закупки на зимний период). Новые поставки будут дороже раза в полтора в соответствии с уровнем девальвации национальной валюты. 
Результат не заставит себя ждать - дорогой ритейл ожидают нелегкие времена. Уже сейчас опрошенные "Итогами" представители малого торгового бизнеса в один голос говорят, что рынок, например, импортной одежды умирает. Распродаются запасы, а новых поставок нет. Клиенты дорогих магазинов пытаются сэкономить на покупках и идут туда, где дешевле. Доказательство тому - начавшееся закрытие магазинов элитной одежды. Бутики Stella McCartney и Alexander McQueen стали первыми, пострадавшими в результате кризиса: из-за низкой рентабельности они вынуждены уйти с российского рынка. В начале весны в Москве собираются закрыть все монобрендовые магазины итальянской марки Diesel. 
Импортозамещения, на которое некоторые чиновники и эксперты возлагали большие надежды, пока не происходит. В целом, по словам директора по развитию Всероссийского центра изучения общественного мнения Максима Мусселя, российская промышленность получает шанс наконец-то насытить рынок отечественными товарами. Однако, когда дело доходит до нюансов, выясняется, что сделать это непросто. "Условно наш рынок можно разделить на три части, - говорит Муссель. - В первой в результате спада импорта возникнут небольшие прорехи. Во второй импорт достаточно оперативно заместится. Но есть и та часть, где соответствующее отечественное производство сильно сократилось. Вот в этой нише скрыта самая большая проблема. Речь идет, например, о производстве российской посуды, игрушек". О более дорогих потребительских товарах, таких как электроника, и говорить не приходится. Строительство в России достаточного количества заводов, продукция которых восполнит сокращение импорта, дело крайне долгое и дорогостоящее. В условиях спада инвестиций говорить о нем вообще не приходится. 
Естественный отбор 
Эксперты отмечают несколько общих для отечественного ритейла тенденций в эпоху кризиса. В первую очередь необходимо понять, что быстрой и ощутимой прибыли ожидать в этом секторе теперь не стоит. Последние десять лет рынок развивался бешеными темпами, сейчас наступает час расплаты. На плаву останутся те ритейлеры, которые будут практиковать взвешенный подход в разработке бизнес-стратегий. Чтобы выжить, сильные игроки рынка будут сливаться, образовывать альянсы: эти процессы уже начались. Достаточно вспомнить сделку X5 Retail Group. В декабре 2008 года ритейлером были куплены франчайзинговые сети, работающие под маркой "Пятерочка". Сейчас он приценивается к торговой сети "Копейка". 
Больше всего от кризиса пострадают малые сети, а также те, кто широко использовал заемные средства. Они скорее всего вообще уйдут с рынка. Причина известна - ослабление рубля, которое для торговли в отличие от промышленности является абсолютным злом. "Девальвация национальной валюты ухудшает положение тех компаний, долги которых номинированы в иностранных валютах", - считает начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка Андрей Тенятов. По словам замначальника аналитического департамента УК "Арбат Капитал" Алексея Павлова, "с точки зрения инвестиционной привлекательности удешевление рубля негативно для компаний потребительского сектора. Денежные потоки у них рублевые, поэтому финансовые показатели в долларовом эквиваленте будут снижаться". Когда говорят о долговой нагрузке, смотрят на коэффициент отношения чистого долга к EBITDA (прибыли до уплаты налогов). Наиболее выгодно по этому показателю сегодня выглядят такие торговые сети, как "Магнит" и "Пятерочка", - те самые дискаунтеры. Например, у "Магнита" расчетный коэффициент чистый долг/EBITDA на 2009 год равен 1, у "Пятерочки" около 1,6. Больше нагрузка у "Седьмого континента" - 2. Речь идет о коэффициенте, на который всегда смотрят, когда хотят понять, в состоянии ли компания расплатиться с долгами. У некоторых сетей среднего размера этот показатель достигает чуть ли ни 10 пунктов, что означает почти неминуемое банкротство. 
Не так давно глава компании X5 Retail Group Лев Хасис прогнозировал рост числа сделок по слиянию и поглощению, в результате чего в ближайшее время потеряет самостоятельность или уйдет с рынка примерно четверть торговых сетей. Средние и мелкие торговые сети будут поглощаться или вытесняться с рынка крупнейшими российскими, а также иностранными игроками. 
Цены на вырост 
Какие бы лихие времена ни наступили, от необходимых покупок человек откажется в самом крайнем случае. Люди по-прежнему будут ходить, скажем, в продуктовые магазины, но довольствоваться им придется несколько урезанным "меню". Дело не только в том, что покупатели уменьшили размеры своей корзины. Сетевые ритейлеры в свою очередь решили бороться с кризисом, руководствуясь принципом: чем меньше товарных позиций, тем лучше. Оставляют на полках лишь то, что дает максимальную норму прибыли (прежде всего это недорогие товары массового спроса), которой отдается предпочтение по сравнению с размером выручки. В некоторых сетевых магазинах ассортимент уже сократится вдвое. Правда, речь идет о продуктах, одинаковых по качеству и цене. Для потребителя это означает то, что в определенной ценовой и товарной нише выбор исчезает - упаковка пельменей по 40-50 рублей за пачку от такого-то производителя в конкретном магазине оказывается безальтернативной. 
Будущее ритейла во многом зависит и от того, насколько грамотно выстроены отношения в цепочке поставщик - продавец - потребитель. Поставщики же сегодня обеспокоены тем, что до сих пор нет регламента выработки формулы розничной цены, поскольку закон о торговле затрагивает такое количество лоббистских групп, что его принятие в обозримой перспективе выглядит маловероятным. 
В результате происходит следующее. "Мы отпускаем яйцо по цене 23 рубля за десяток, а в рознице видим его уже за 40-45 рублей",- рассказывает гендиректор Росптицсоюза Галина Бобылева. По ее словам, должен быть список так называемых линейных продуктов, на которые в условиях кризиса следует установить жесткую торговую наценку. Это могло бы смягчить проблему снижения покупательной способности населения. В противном случае возможны серьезные социальные последствия. Дело в том, что борьба за цивилизованный рынок привела к тому, что сегодня практически исчезла мелкая торговля. Крупнейшие ритейлеры, которым принадлежит 50 процентов товарооборота, диктуют условия, устанавливая наценки по своему усмотрению. 
Вот и в "Единой России" считают, что политика торговых сетей препятствует развитию отечественного производства. "Единороссы" утверждают, что ритейлерами установлена плата за вход в торговую сеть, за размещение товара на полках, за оказание дополнительных услуг и т. д. У торговцев своя правда. Управляющий директор X5 Retail Group Юрий Кобаладзе признает: "Цены в силу объективных причин будут расти. Но чем мощнее торговая сеть, тем меньше должен быть рост цен. Власти должны сделать все, чтобы не "переводить стрелки" на торговлю". 
В условиях кризиса ритейлерам необходим денежный проток, обеспечивающий операционные расходы и позволяющий обслуживать долги. Потому цены растут стремительно и изобретаются все новые способы их увеличения. Например, выдвигается такой новый аргумент для переписывания ценников: дескать, в кризис в супермаркетах стали чаще воровать, а значит, можно разрешить розничным компаниям закладывать компенсацию возможных потерь от хищений в стоимость товаров... 
Сам себе продавец 
Нижний сегмент торговли оказался наиболее уязвим. Кроме общей для всего ритейла проблемы снижения продаж, к его бедам добавились высокие арендные ставки. По логике вещей владелец торговой площади в сложившихся условиях должен пойти на уступки. В противном случае он рискует потерять арендаторов. Однако все не так однозначно. Владельцы торговых комплексов, обремененные кредитами, набранными на их строительство, неохотно идут на снижение арендных ставок. Они руководствуются логикой: кризис кризисом, но арендаторы (по крайней мере многие из них) никуда не денутся - торговать-то где-то надо. "Некоторые хотят воспользоваться ситуацией кризиса, еще не ощутив его на себе, - считает вице-президент ГК "Ташир" Виталий Ефимкин. - Арендаторы заранее боятся и "включают" антикризисные мероприятия, начинают вести переговоры о снижении арендных ставок, несмотря на нормальный уровень посещаемости и хорошие продажи. В этом случае мы не считаем нужным пересматривать условия. Листы ожидания (на аренду торговых площадей. - "Итоги") заметно сократились, тем не менее они есть". 
При этом трудно не заметить, что торговый бум сменяется отступлением. "За последние несколько месяцев мне удалось продать всего десять дубленок. При этом я продолжаю вносить докризисную арендную плату. Видимо, придется закрывать бизнес", - жалуется владелец магазина верхней одежды в крупном торговом центре. Пустующих площадей становится все больше. Даже в Москве, по информации "Итогов", сегодня не занято 8 процентов помещений для торговли. При этом с октября 2008-го по январь 2009-го арендные ставки в столице снизились на 10-15 процентов. В провинции ситуация гораздо хуже. 
Впрочем, к кризису на потребительском рынке стране не привыкать. Достаточно вспомнить не столь хорошо забытое старое. Формат торговли в стиле начала 90-х годов прошлого века становится востребован в кризисное время, когда необходимо обеспечить людей рабочими местами и более или менее сохранить уровень потребления. Так, московские власти, все последние годы нещадно боровшиеся с барахолками и практически их истребившие, реабилитировали "самостийную" торговлю. В столице появится примерно десяток рынков, где можно будет купить товар по приемлемой для небогатых граждан цене. Продавцами также будут выступать представители социально незащищенных групп населения - пенсионеры, инвалиды... И никакой арендной платы. На практике работать на возрожденных рынках смогут все желающие, оформив торговые места на подставных лиц. 
Понятно, что такая перспектива станет серьезным откатом назад. Представители крупного ритейла рассчитывают на то, что государство не допустит деградации торговли. Юрий Кобаладзе в интервью "Итогам" так прокомментировал перспективы отрасли: "Если начертить прямую линию и по ней выстроить квадратики, то мы получим следующую картину: в США крупные торговые сети - большой квадратик; в Европе - чуть меньше, а в России - мы едва поднялись над горизонтальной линией. Так что нам еще развиваться и развиваться. В России еще полно неосвоенных регионов, где нет цивилизованных магазинов. Со стороны государства развитие ритейла надо всячески поощрять. А то опять вернемся к бабушкам и блошиным рынкам. Не хотелось бы". 
Отечественные производители на сей счет придерживаются несколько иного мнения. Как прогнозирует председатель совета директоров ЗАО "Моссельпром" Сергей Лисовский, ритейл вернется, но в другом качестве: он станет более эффективным и менее затратным. "Сейчас у крупных сетей очень высокая затратная часть. Но вообще торговцы выживут в любой ситуации. Защищать надо производителя", - считает он. 
Добавим к этому, что защищать надо еще одну, и, пожалуй, ключевую сторону товарно-денежных отношений - покупателя. Без устойчивого платежеспособного спроса ни ритейл, ни производство попросту не выживут. Пока направленная на поддержку потребителей часть российского антикризисного плана ограничивается субсидированием процентной ставки на покупку недорогих отечественных автомобилей. Между тем на Западе основные ресурсы государств брошены как раз на финансирование потребительского кредитования, а также на снижение налогов для частных лиц. Пусть у людей останется больше денег, а уж они их потратят.
Наталья Саляхова
Итоги.RU
Поделиться
Комментировать