В Ярославском художественном музее состоялся вернисаж, посвященный открытию выставки «Игорь Обросов. Из собрания семьи художника».
Игорь Павлович Обросов (1930–2010) – советский и российский художник, педагог. Действительный член Российской академии художеств (1997), народный художник РСФСР (1983), лауреат Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии Российской Федерации (2000). Его отец был директором института им. Склифосовского, в 1937 г. репрессирован и расстрелян. Мать художника тоже врач и талантливый акварелист.
Обросов – один из ярких представителей «сурового стиля». Этим термином называют искусство СССР конца 1950г. и начала 1960г. ХХ века. Это направление в отличии от соцреализма с приукрашенной действительностью отражало настоящую жизнь рабочих и крестьян, их тяжелые будни.
На выставке представлены живописные и графические работы художника 1960–2000 годов.Это городские и деревенские пейзажи, натюрморты, портреты друзей, обнаженная натура. На открытии выставки директор Ярославского художественного музея Алла Хатюхина сказала, что в собрании музея нет достаточного количества картин Игоря Обросова, чтобы организовать полноценную выставку и выразила благодарность семье художника за предоставленную возможность познакомить ярославцев и гостей города с творчеством мастера.
Одна из основных тем творчества Обросова – русская деревня. Многие картины написаны в селе Слепцово, которое находится на границе Ярославской и Тверской областей, на реке Нерль. Картины вставлены в черные рамы, напоминающие цвет старого дерева заброшенных домов. В изображенных им избах, сараях, колодцах – признаки ушедшей, некогда бурлившей здесь жизни.
Еще одна тема в экспозиции – это портреты современников художника, например, поэтессы Беллы Ахмадулиной, художника Таира Салахова, актрисы Наталии Белохвостиковой.
Среди графических произведений стоит отметить рисунки середины 1960г., посвященные деревне, и литографии 1970г., пейзажи и натюрморты.
Замечательны на выставке женские образы. В их числе – знаменитые обросовские ню 1990г. – «Вечер. Обнаженная с яблоком», «Деревенская, русская баня», «Яблочный спас. После бани», в которых художник воспевает женскую красоту и обращается к темам духовной чистоты, гармонии человека и окружающего его мира.
Творчество художника дало импульс для развития отечественной живописи и графики в конце ХХ-н.XXI века.
Татьяна Полтавченко
Фото автора
Российское информационное агентство «Национальный альянс»