ВЫСТАВКА «“ЛУЧШЕЙ ФОТОГРАФИИ У МЕНЯ НЕТ”: ЧЕХОВ В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОГРАФОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ»

Дом-музей А.П. Чехова

7 апреля — 30 июня 2024



Адрес
Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 6, стр. 2
«Баррикадная», «Маяковская», «Смоленская»

О ВЫСТАВКЕ «“ЛУЧШЕЙ ФОТОГРАФИИ У МЕНЯ НЕТ”: ЧЕХОВ В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОГРАФОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ»
На выставке «“Лучшей фотографии у меня нет”: А.П. Чехов в объективе фотографов-профессионалов и любителей» представлено около сотни уникальных снимков из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля. Коллекцию редких фотографий, известных в большинстве своем лишь узкому кругу специалистов, дополняют личные вещи, а также живописные и графические портреты А.П. Чехова. Экспозиция построена в хронологическом порядке и, сопровожденная цитатами из писем и мемуаров современников, позволяет проследить меняющийся образ Чехова-писателя и человека.

В конце XIX — начале XX столетия фотография становится все более популярным занятием. Модным явлением стало обмениваться фотокарточками даже с теми, с кем не было личного знакомства, а только переписка. Понятным стремлением можно считать желание читателя-поклонника заполучить портрет любимого писателя. Ещё в 27 лет Чехов не без иронии сообщал, что очередную фотографию сделал «для того, чтобы продавать свои карточки почитателям... таланта». Кто мог тогда предполагать, что буквально через пару лет Чехова начнут осаждать просьбами непременно прислать портрет.

Уловить ускользающее удается немногим фотохудожникам и, как ни странно, фотографам-любителям, среди которых были и старший брат писателя Александр Чехов, и товарищи по перу — Александр Куприн и Владимир Гиляровский. Из мемуаров последнего, «дяди Гиляя», известно, что и сам А. П. Чехов однажды попробовал себя в роли фотографа, однако из этого так ничего и не вышло.

Кураторы выставки предлагают поразмышлять о том, каким видели и запомнили А. П. Чехова его современники, каким его удалось запечатлеть фотографам и какие фотообразы послужили импульсом к созданию живописных портретов писателя; какие фотографии любил сам Чехов и у кого предпочитал сниматься. Но главное — как менялся образ писателя и что так и не попало в объектив фотографов.

Кураторы: Эрнест Орлов, Елена Косило
Художник: Евгения Ионова
Поделиться
Комментировать