Даты проведения: 8 октября 2024 — 26 января 2025 года
Дата пресс-показа: 7 октября
Куратор: Вадим Садков, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина
Место проведения: Белый зал, колоннада, залы 19–20 Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12)
Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Серпуховский историко-художественный музей, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Тюменское музейно-просветительское объединение, Ульяновский областной художественный музей, Международный Институт Культурного Наследия, «Центр искусств. Москва», частные собрания.
В России хранятся первоклассные образцы творчества фламандских художников во главе с Франсом Снейдерсом. ГМИИ им. А.С. Пушкина объединил их произведения в новом выставочном проекте. Экспозиция включает работы не только знаменитых, но и малоизвестных мастеров, что позволяет наиболее полно отразить этапы развития этой традиции. Кроме того, экспонаты демонстрируют и преемственность поколений в истории художественного коллекционирования в России. Посетители смогут погрузиться в смысловую многозначность и скрытый символизм фламандской живописи XVII века. Генеральный спонсор выставки – Сбер.
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи сформировался только в XVII веке. Сам термин появился позже во Франции, а в Нидерландах использовалось понятие stilleven, дословно означающее «неподвижная жизнь». В отсутствие строгой научной классификации художественных произведений в старинных инвентарях коллекций и аукционных распродаж картин, а также в нотариальных актах речь может идти, например, просто о «вазе с цветами» (een blompot), «завтраке» (ontbijtje), «фруктах» (fruitje), «охотничьих трофеях» (jachtje) или об «атрибутах мирской суеты» (vanitas vanitatis). Авторы этих композиций сосредотачивались на тех «поджанрах», в которых они чувствовали себя наиболее уверенно.
Сегодняшние зрители воспринимают натюрморты иначе, чем современники той эпохи, обладавшие, в первую очередь, особым ассоциативным мышлением. Все вещи и явления окружающего мира казались им наделенными глубоким внутренним смыслом. Каждый предмет мог иметь несколько обличий, символизируя при этом разные понятия и идеи в зависимости от аспекта восприятия (морально-назидательного, любовно-эротического или философско-теологического) и от степени образованности конкретного зрителя. В каждом натюрморте подбор вещей обычно не был подчинен определенному сюжету; в том числе и поэтому картина может заключать в себе множество значений (как положительных, так и отрицательных, часто – взаимоисключающих).
Помимо Фландрии, в Европе XVII века были и другие центры развития натюрморта – Германия, Италия, Испания. Но именно фламандцы чаще всего выступали с новыми творческими идеями и оказывали влияние на своих соседей. Франс Снейдерс – один из главных представителей жанра в то время. Более всего он известен своим мастерством в передаче избыточности материального мира: в изображении охотничьих трофеев, разнообразной дичи, кухонь, рынков и торговых лавок. На выставке зрители смогут не только увидеть «классического» Снейдерса, но и проследить за эволюцией манеры одного из самых известных натюрмортистов своего столетия. Самой ранней из его работ в экспозиции станет «Натюрморт с устрицами и куропатками» из собрания Международного Института Культурного Наследия, дающая представление об истоках искусства великого фламандца. Говоря о творческом пути Снейдерса, нельзя не упомянуть и картину «Статуя Цереры» из Государственного Эрмитажа. Написать в ней гирлянду из плодов и цветов художника пригласил его прославленный коллега – Питер Паувел Рубенс.
Произведения современников и последователей Снейдерса дополнят экспозицию и отразят основные этапы развития фламандского натюрморта, многообразие его типов, а также все многоголосие индивидуальных авторских манер крупнейших мастеров. Кроме известнейших образцов жанра, публика увидит и такие редкие памятники, как единственная в мире подписная работа Николаса Каве.
Важной частью экспозиции станут рисунки. Многие натюрмортисты писали сразу с натуры и не оставили никаких подготовительных работ. Однако, когда композиция подразумевала изображение живых существ – собак, кошек, птиц, – художники заранее делали с них наброски и этюды: они не создавались для продажи, а были предназначены для отработки материала.
Еще одна из тем, которые затронет выставка, это трехсотлетняя история коллекционирования фламандской живописи в России. Помимо столичных и региональных музеев, экспонаты предоставят два частных собрания. До сих пор эти произведения были недостаточно известны широкой зрительской аудитории.
В рамках цифровизации музея и интерактивного погружения в творчество Снейдерса, Sber Metaverse Tech разработан иммерсивный опыт в дополненной реальности к выставке и AR-инсталляция на входе в Главное здание музея.
К выставке подготовлен обстоятельный научный каталог со статьями сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. В рамках инклюзивной программы пройдут экскурсии на жестовом языке; посетителям будут доступны тактильные реплики экспонатов. Запланировано также проведение международной конференции «Випперовские чтения», посвященной проблематике западноевропейского натюрморта. А в декабре в Белом зале Главного здания музея пройдет XLIII Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», тематически связанный с выставкой.